Чем отличается открытый конкурс от запроса предложений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается открытый конкурс от запроса предложений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г.№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон №223-ФЗ) заказчики должны разработать и утвердить , которое и является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчиков.
Механизм определения победителя Первое, и самое главное, отличие между запросами котировок и предложений — это механизм определения победителя. В первом случае им становится тот, кто предложил самую выгодную, минимальную, цену. А вот во втором — наиболее выгодные и привлекательные условия исполнения.
Содержание:
3. Как составить извещение в запросе предложений
Таким образом, подобная процедура анализа цен позволяет заказчику открыто и объективно определить НМЦК будущей закупки, сформировать условия исполнения контракта на основе полученных предложений и изучить возможную конкурентную составляющую будущей закупки.
Как не запутаться и отличить процедуру проведения анализа цен от собственно закупки? Кожурова Нина: Анализ ценовых предложений проводится не только под названием «Анализ цен», также встречаются: «Мониторинг предложений», «Мониторинг рынка», «Запрос предложений» или «Запрос цен». Последние типы процедур могут представлять собой как процедуру анализа ценовых предложений, так и закупку.
Когда основание проведения электронной процедуры — закупка ТРУ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 83.1 (расторжение контракта по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик вправе отправить приглашения об участии для тех потенциальных поставщиков, которые были участниками госзакупки, по факту проведения которой и был расторгнут контракт.
Если организация-заказчик проводит запрос предложений в электронной форме, документация должна быть размещена в ЕИС совместно с извещением и проектом контракта. Срок размещения строго регламентируется в ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ. например, в запросе предложений в электронной форме сроки размещения извещения не должны превышать 5 рабочих дней до даты проведения.
Сроки подачи и оценки заявок, окончательное предложение В случае с запросом котировок срок подачи заявок должен быть не менее четырех (для закупок стоимостью менее 250 000 рублей) или семи (для закупок стоимостью более 250 000 рублей) дней.
Выводы и сравнительная характеристика
Открытый конкурс предусматривает обязательное заключение договора, так как мероприятие представляет собой торги. Запрос предложений – это не государственные торги, поэтому оформление контракта необязательно.
Расчет НМЦК заказчик производит, руководствуясь Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567, и несет персональную ответственность за правильность ее определения, но он делает это без размещения такого мониторинга на электронных площадках. Задача закупочной процедуры – поиск исполнителя заказа (определение победителя).
На данном этапе заказчик формирует комиссию (единую комиссию), определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).
Немало важным будет отметить тот факт, что в случае подачи единственного запроса котировок – такая закупка попросту считается недействительной. И само собой разумеется, что заказчик категорически не имеет права вскрывать конверт до указанного дня и времени.
У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.
На этом этапе участники закупки (поставщики) готовят и подают свои заявки для участия в запросе предложений. А заказчик, в свою очередь, принимает от лиц, желающих принять участие в ЗП, соответствующие заявки и производит их регистрацию. Заявки могут подаваться участниками, как в письменной форме, так и в форме электронного документа (ч. 8 ст. 83 44-ФЗ).
Согласно ч. 7.1 ст. 83 44-ФЗ прием заявок на участие в ЗП прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП.
Также участникам при подготовке своих заявок нужно учитывать следующие моменты:
- в ст. 83 44-ФЗ отсутствует указание на возможность направления участником закупки запросов о даче разъяснений положений документации о проведении запроса предложений;
- в ст. 83 44-ФЗ отсутствуют требования к составу и форме заявки. Состав и форму заявки заказчики определяют самостоятельно. При этом в документации обязательно должна быть инструкция по заполнению форм заявки. Также не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников ЗП или доступа к участию в ЗП (п. 3 ч. 6 ст. 83 44-ФЗ);
- в ст. 83 отсутствует прямое требование о подаче заявки в запечатанном конверте. В п. 4 ч. 4 ст. 83 есть лишь косвенная ссылка на то, что заявки подаются в запечатанных конвертах. Но наличие такой ссылки не исключает возможности подачи заявки в незапечатанном виде (если только на это нет четкого запрета, прописанного заказчиком в документации о проведении запроса предложений);
- в ст. 83 отсутствует требование о том, что все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы;
- в ст. 83 не регламентирована выдача заказчиком расписки о получении заявки от участника закупки.
Ниже я также привел определение данной процедуры, указанное в Федеральном законе № 44-ФЗ “О контрактной системе…” от 05.04.2013 года.
К документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.
Человеку, который занимается рыночными отношениями, сразу станет понятно, что недельный срок для уточнения всех пунктов контракта – это весьма мало, так как, к примеру, в тендерных закупках на решение всех вопросов даётся 20 дней.
Запросу предложений в 44-ФЗ посвящена ст. 83, в которой описаны условия и порядок проведения данной процедуры.
Прежде чем детально погружаться в особенности данной закупочной процедуры, предлагаю для начала разобраться с её понятием.
Запросу предложений в 44-ФЗ посвящена ст. 83, в которой описаны условия и порядок проведения данной процедуры.
Прежде чем детально погружаться в особенности данной закупочной процедуры, предлагаю для начала разобраться с её понятием.
Отсутствуют требования к составу окончательного предложения. Не ясно, может ли заказчик вообще устанавливать требования к такому составу.
Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ
В извещении на закупку, среди прочего, необходимо указать сведения в соответствии с ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ:
- адрес электронной площадки;
- в электронной форме;
- требования, которым должны соответствовать потенциальные поставщики, и список документов и регистров, которые они должны предоставить в составе заявки;
- сроки процедуры — дата и время окончания подачи заявок и дата окончания периода их рассмотрения и оценки.
Неясно, как на практике заказчиками должно реализовываться положение части 11 статьи 83: «Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений».
В ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ указывается ряд случаев, при которых можно осуществлять такую закупочную процедуру:
- если необходимо заключить контракт на поставку спортивных товаров — инвентаря, оборудования, экипировки, которые необходимы для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
- если организации-заказчику необходимо закупить товары, работы, услуги (ТРУ), которые были предметом контракта, расторгнутого согласно ч. 9, ч. 15 ст. 95 44-ФЗ;
- если нужно приобрести лекарственные препараты с целью назначения пациентам по результатам прохождения врачебной комиссии;
- если заказчику необходимо закупить услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в заграничные судебные органы или международные суды;
- если организации нужно приобрести ТРУ по факту признания несостоявшимися ряда других электронных процедур на основании ч. 4 ст. 55.1 (конкурс) и ч. 4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
- при приобретении изделий народных художественных промыслов, которые зарегистрированы в особом порядке, установленном Правительством РФ;
- при обеспечении госзаказа непосредственно у физических лиц, являющихся собственниками с целью обеспечения нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В РФ существуют две основные государственные закупочные процедуры – открытый конкурс и запрос предложений. Какие отличия значатся между двумя вариантами мероприятий?
Заказчик получает многочисленные интересные заявки. Победителем становится организация, которая сделала самое выгодное и достойное предложение. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
В день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе предложений заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам запроса предложений при вскрытии этих конвертов о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок.
Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.
Для участия в аукционе потенциальному поставщику необходимо иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись) и быть зарегистрированным на площадке, проводящей электронный аукцион.
Они размещают предварительный этап закупки – «Анализ цен», собирают ценовые предложения от потенциальных поставщиков, анализируют их, формируют НМЦК и далее объявляют тендер. Кажется, все ясно, но остается еще несколько важных вопросов, на которые ответит Кожурова Нина – ведущий тендерный специалист ГК «Бико», автор и преподаватель семинара по 44-ФЗ «Учебного центра Бико».
После того как аукционная документация проработана и условия являются приемлемыми и выгодными участнику необходимо отозваться на этот заказ. Для этого необходимо подготовить и направить заявку на участие в электронном аукционе . Как правило, заказчик в документации устанавливает требование об обеспечении заявки и исполнения контракта.
Этапы проведения запроса предложений
Исходя из этой формулировки заказчик может проводить запросы предложений и в иных случаях, если предмет закупки не подпадает под конкурс или аукцион (ст.30 Закона № 44-ФЗ).
Совместно ФАС и Минэкономразвития отобрали шесть электронных площадок, которые в последующем стали основными федеральными.
Назначенная комиссия рассматривает и «взвешивает» возможности всех претендентов. В данном случае победа принадлежит тому представителю, который оптимально подходит по условиям запроса предложений и выполнил все требования заказчика. В запросе предложений существует вероятность рассмотрения предложения после окончания тендера, но это бывает весьма редко и только по соглашению заказчика с комиссией.
В соответствии с частью 16 статьи 83, выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Составляем протоколы проведения и выписку
Отказать участнику оператор может за непредоставления нужных документов или предоставление, но информация является недостоверной. Отказ так же ждет компанию зарегистрированную в оффшорной зоне.
Таким образом, подобная процедура анализа цен позволяет заказчику открыто и объективно определить НМЦК будущей закупки, сформировать условия исполнения контракта на основе полученных предложений и изучить возможную конкурентную составляющую будущей закупки. Поставщику же участие в таком мониторинге дает возможность заранее подготовиться к участию в данной закупке.
Запрос предложений отличается от открытого конкурса возможностью улучшения первоначального предложения путем отправления окончательных предложений для повышения шансов на победу.
Не урегулирован вопрос о рассмотрении комиссией по осуществлению закупок окончательных предложений на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений. Вопрос связан с предыдущим. Если заказчик не установил требования к составу окончательных предложений, то и рассматривать окончательные предложения на предмет соответствия требованиям документации он не может.
Например, если поставщик исполнил контракт стоимостью 1 млн рублей на сумму 100 тыс. рублей, а затем перестал исполнять обязательства, и заказчик расторг с ним договор, заказчик имеет право провести запрос предложений и на оставшиеся 900 тыс. рублей закупить недопоставленный объем товаров, работ или услуг.