Принципы национально государственного устройства рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы национально государственного устройства рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Унитарное — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д.

Государственная целостность – это добровольное объединения наций и народностей в единое федеративное государство. Этот принцип формирования Российского государства исторически начал складываться примерно с IX века, когда добровольно объединились Смоленское, Новгородское, Киевское, Черниговское, Полоцкое и другие княжества в единое Древнерусское государство.
На сегодняшний день гарантии целостности государства и его неделимости предоставляет Конституция РФ, в том числе, исключение возможности выхода из состава РФ субъектов (ст. 5) является одной из основных правовых гарантий сохранения единства Российской Федерации.

Принципы федеративного устройства России

Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации — национального. Равноправие народов представлено в различных формах национальной государственности — автономных округов, автономной области, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился тот или иной народ.
Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.

Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.

То есть, как видно из вышесказанного, в процессе формирования системы российской государственности на основе Конституции 1993 года реально были использованы три формы государственного устройства: федеративное государство, унитарное государство и унитарные государственные образования.

Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов. Исключительные предметы ведения и полномочия государства. Строительство демократического, социального государства.

Национально-государственное устройство РФ

Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.

Согласно ст. 19 Конституции РФ, запрещается ограничение прав граждан в любой форме по любым признакам различия, из чего и вытекает принцип равноправия.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ «Федеративное устройство».

Социальная и нравственная основа правового государства. Понятие саморегулирующегося гражданского общества. Признаки правового государства. Федеративное устройство Российской Федерации. Отличие норм права и норм морали, иных социальных отношений общества.

1. Понятие, сущность и принципы национально-государственного устройства России

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало. Тем не менее этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей.

Единство системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.
Конфедерация это временный союз «суверенных государств, образованный на основе международных договоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада к др. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д.

Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Равноправие народов означает также свободное функ­ционирование национального языка. Как записано в Кон­ституции РФ, «каждый имеет право на пользование род­ным языком, на свободный выбор языка».

В некоторых Унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Идея равноправия народов пронизывает все содержа­ние ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допуска­ется пропаганда или агитация, возбуждающая нацио­нальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Представляется, что при определении понятия «государственное устройство» в центре внимания призваны быть: состав государства, его субъекты, соотношение власти центра и регионов, мест, административно-территориальная или иная специфика территориальной организации государства и другие признаки, элементы. Попробуем рассмотреть государственное устройство в нашей стране.

Понятие, сущность и принципы национально-государственного устройства России

Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном обществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство — исключить основу для межнациональных конфликтов.

Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане проблемой — формы государства. Терминологически понятия, связанные с государственным устройством различаются.

Формы национальной автономии представляют собой конкретные социально-культурные и государственно-правовые институты, через которые осуществляется самобытное социально-экономическое, духовное и правовое развитие этноса.

В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. У унитарного государства единая территория, единое гражданство, бюджет и т. д. Административно-территориальные единицы, как составные части унитарного государства, суверенитетом не обладают.

В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.

Известно, что в истории национально-государственного устройства российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы.

Это выражается преж­де всего в том, что субъектами Российской Федерации про­возглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-тер­риториальные единицы.

Принцип свободного регионального развития субъектов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации является исторически сложившейся формой государственного устройства, которое основано на: государственной целостности, разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, самоопределении и равноправии народов в Российской Федерации (ст. 5).

В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения.

Признаки унитарного устройства

Принцип равноправия тождественных субъектов Рос­сийской Федерации. В Конституции РФ говорится о рав­ноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.

Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации.

Основные этапы развития российского федерализма. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов. Главные особенности правового статуса субъектов РФ и автономий.
В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

5. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.

Принцип свободного регионального развития субъектов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

На практике используются различные исторически сформировавшиеся виды и формы национальной автономии. В связи с чем важно определить, что такое вид и что такое форма национальной автономии.

В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Следует отметить, правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. При этом Конституция республики не должна противоречить Основному Закону — Конституции Российской Федерации.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *