Закон об оперативно розыскной деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об оперативно розыскной деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Под юридической силой понимается свойство закона реально действовать и порождать юридически обязательные последствия.
Дело оперативного учета заводится по постановлению должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Содержание:
Статья 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Не допускается осуществление оперативно — розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основной акцент в работе сделан на раскрытие общих, наиболее важных положений теории ОРД, определяющих ее сущность, роль, значение и место в системе государственно-правовых мер в борьбе с преступностью. В основу данного учебного пособия положены его первое издание (2003) и материалы публиковавшихся ранее работ авторов, которые хорошо зарекомендовали себя в учебном процессе.
Издание адресуется широкому кругу читателей: студентам, слушателям, курсантам, преподавателям учебных заведений МВД России и других юридических вузов, практическим работникам правоохранительных органов России. Срок проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части второй настоящей статьи, исчисляется в сутках со дня санкционирования постановления прокурором или его заместителем и не может превышать двух месяцев. В случае необходимости этот срок может быть продлен до шести месяцев прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями.
Оперативно-розыскной закон, его значение и структура
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Оперативный опрос, сбор образцов, проводимый гласно, оперативное отождествление, оперативный осмотр, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи, проводятся по решению должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Действие оперативно-розыскного закона в пространстве определяется исходя из положения ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД».
В случае необходимости этот срок может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Закона.
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно — розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Наряду с этим необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу; 2) нормы оперативно- розыскного закона расширяющие сферу ОРД (например, увеличивающие число субъектов, ее осуществляющих), обратной силы не имеют.
ФЗ «Об ОРД» является ядром формирующегося оперативно-розыскного законодательства — совокупности юридических норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, закрепленных в законах и подзаконных нормативных актах федеральных органов власти.
Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.
Глава 3. Оперативно-розыскные мероприятия
Оперативно-розыскные мероприятия по проверке сведений о подготовке или совершении преступлений против государства, мира, безопасности человечества проводятся в срок до двух лет. В случае необходимости этот срок может быть продлен Генеральным прокурором Республики Беларусь до пяти лет.
Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Ранее оперативно-розыскное право существовало в иных формах и видах (в подзаконных секретных ведомственных актах и правовых обычаях).
Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Под оперативно-розыскным законом понимается действующий на настоящее время ФЗ «Об ОРД» (1995 года) с вносимыми в него изменениями и (или) дополнениями.
Опрос граждан — личная беседа оперативного работника с гражданином, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии или о причастных к нему лицах.
4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин.
Авторами настоящего пособия предпринята попытка традиционного изложения учебного курса, основанного на многолетнем опыте его преподавания в вузах МВД России.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Кукарцев В.Н. — канд. юрид. наук (Барнаульский юридический институт МВД России) — § 2 гл. 6 (в соавторстве с В.В. Кальницким).
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Права, предусмотренные абзацем двенадцатым части первой настоящей статьи, не распространяются на таможенные органы Республики Беларусь.
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.
Действующий ФЗ-144 содержит основные аспекты оперативно-розыскной деятельности РФ. Также обеспечивает проведение законных мероприятий в оперативно-розыскной области.
В последнее время в России происходит неуклонное расширение сферы применения законов, что становится все более ощутимым и проявляется в такой специфической сфере общественных отношений, как ОРД.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводятся на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 48 часов.
В связи с этим 5 июля 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в новой редакции, который вступил в силу 18 августа 1995 г.
Законы Республики Беларусь РБ – смежные документы:
Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления. Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.
Оперативный поиск в сетях связи — конспиративные действия по выявлению признаков противоправной деятельности в информации, передаваемой по сети связи, осуществляемые с помощью специальных технических средств.
Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:1.
Контролируемая поставка (проверочная поставка) — создание контролируемого перемещения товаров или предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления с целью эффективного выявления, пресечения и расследования преступлений.
В начале 1990-х гг. авторским коллективом под руководством В. В. Сергеева был подготовлен проект закона СССР «Об оперативно-розыскной деятельности». Параллельно Высшей школой КГБ СССР проводилась работа по подготовке основ оперативно-розыскного законодательства и федерального оперативного кодекса РСФСР.
Оперативно — розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.
Давыдов С.И. — канд. юрид. наук, доцент (Барнаульский юридический институт МВД России) — § 3 гл. 7, гл. 8.
Проверочная закупка — искусственно созданная оперативником (оперативным подразделением) ситуация приобретения товара (без цели потребления и сбыта) при наличии оперативной информации о влекущих уголовную ответственность нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую или торговую деятельность.
Граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, исполняют обязанности, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.