Как проводить социометрию в классе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводить социометрию в классе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нельзя оставить без внимания непопулярных учащихся: Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья. Следует отметить на отсутствие взаимных выборов у Перова Николая и Быхановой Алёны среди одноклассников.

Исследователь выделяет социометрические критерии. Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация взаимодействия с другими людьми.
Важным условием высокой эффективности применяемого метода является установление доверительных отношений с респондентами, создание открытой психологической атмосферы, мотивирование участников на совместную работу. Этой цели можно достичь через грамотно сформулированное обращение к респондентам.

Анализ результатов социометрии пример. Результаты социометрии. Обработка данных

Если учащийся ни кого не указал, то сдает листок только с указанием своей фамилии. Исследование проводится в классе несколько раз (через 3-4 месяца) для увеличения достоверных ответов. Повторение лучше проводить несколько в другой форме. Например, можно задавать другие вопросы: Кого бы ты хотел иметь соседом по квартире?

Социометрическую методику применяют как в младших, так и в старших группах. Ее целями являются:

  1. Измерение уровня эмоционально-психологической близости отдельных детей в коллективе;
  2. Выявление мини-коллективов внутри класса;
  3. Определить уровень сплочения коллектива;
  4. Установить лидеров среди учащихся.

Нужно всегда обращать внимание на тех, кто чувствует себя одиноким. Достаточно поздороваться и перекинуться парой фраз.

Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимопод­держки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодей­ствия.

Чем он выше, тем выше его притягательность для одноклассников. Эмоциональными лидерами класса являются «звезды», набравшие более половины возможного числа положительных выборов, или собравший максимум плюсов от других популярных учеников.

Социометрическое исследование позволяет выявить уровень благополучия взаимоотношений, для этого измерения можно использовать таблицу, предложенную Я.Л.

Для анализа ответов строят социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнерства в группе.

Мы считаем, что деление группы на 4–5 категорий не в полной мере отражает структу­ру межличностных отношений.

Данные заносятся в основную таблицу результатов. В левом столбце записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали – только их номера.

Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. В основе мотива выбора у де­вочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отно­шения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с вы­бираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия.

Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель. Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее.

Социометрия морено онлайн. Транскрипт

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллек­тива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой [2].

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально –психологического развития.

А теперь задание: «у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО!

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально –психологического развития.

Заволжского района г. Ульяновска выявила, чтов исследуемой группе большинство детей имеет более или менее бла­гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

Мне тоже непонятно ЗАЧЕМ вообще проводить эти совковые тесты. Моя дочь в 1(!) классе, пришли практикантки из колледжа и провели это анкетирование. Естественно, дети тут же пошли сверяться кто что ответил. Зачем, это все надо??? Чтобы запустить буллинг? И это разве законно делать без согласия родителей? К тому же данные передаются третьим лицам. Все анкеты подписаны — Ф.И. ребенка, класс, школа.

Для получения более ясного представления о положении в классе каждого участника на основе данных таблицы составляется карта групповой дифференциации. В простейшем варианте она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей.

Не расстраивайтесь. В нашем классе тоже был такой опрос и по нему выходило, что мой сын лидер класса. Хотя на самом деле он у меня не блещет успехами, да и друзей в классе у него не так много, 3-4 мальчика, не больше. Вот только зачем проводить такие исследования не понимаю, если даже у учителя его результаты вызывают удивление.

Для этого всем членам группы (класса) предлагается выразить на опросном листе свои предпочтения в конкретных ситуациях, которые называются социометрическим критерием.

Социометрический эксперимент. Метод социометрии

Всем ученикам обследуемого класса даются порядковые номера (можно использовать номера в классном журнале). Список номеров и фамилий можно написать на доске, но если речь идет о пятиклассниках, то лучше раздать им анкеты с готовыми списками.
В отечественной психологической науке внедрение социометрического метода связано с именами И.П. Волкова, Я.Л. Коломинского, Е.С. Кузьмина, А.А. Реана, Б.А.

Вот почему методика полезна прежде всего педагогу – поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять «любимчиков».

Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить.

Методика проведения социометрического опроса

Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 6 классах (образец).

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом бстоятельств. Так, «Звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. «Популярные» часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп­повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью со­циометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрия, проведённая в 6а классе МКОУ Перелешинской СОШ Панинский муниципальный район Воронежская область выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеют более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Из сферы общения выпало 13,33% учащихся 6 А класса, 3,33% учащихся 6 Б класса, 16,67% учащихся 6 В класса, по 36,67% учащихся в 6А и 6 В классах, 46,67% в 6 Б классе имеют ограниченный круг общения, что указывает на значительные резервы в повышении эффективности воспитательной работы в классных коллективах.

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

Для более подробного анализа межличностных отношений в группе мы решили применить авторскую классификацию, которая основывается и на по­ложительных и на отрицательных выборах.

В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Методика социометрия для младших школьников

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два — три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

Диагностика межличностных отношений Дж. Морено. Может быть использована в средней и старшей школе. Данная презентация составлена в помощь педагогу — психологу.

После подсчета количества выборов (положительных и отрицательных), составляется социоматрица. Для этого рисуется таблица, в которой слева по вертикали и сверху по горизонтали записываются фамилии всех учеников по порядку. И на пересечениях отмечаются сделанные выборы. Взаимные выборы или отказы можно выделять разным цветом и обводить кружком.

Социометрия как метод изучения отношений в малых группах

Но есть один момент, которые мне не совсем понятен в данной ситуации. Данные результаты социометрического исследования ценны больше для педагога (классного руководителя), который в дальнейшем будет планировать определенные мероприятия. Оглашать эти результаты (пусть даже и каждому родителю индивидуально) считаю лишним. Все равно, как мы видим, родители поделились информацией между собой.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Я. Морено считал, что у социометрии далеко идущее будущее, так как через улучшение статуса и взаимоотношений индивидов в группе, можно улучшить жизнь во всем обществе. Безусловно, взгляды Я.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *