Государственная измена отличие от шпионажа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная измена отличие от шпионажа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Однако реалии международных отношений, жесточайшая конкуренция в борьбе за сферы экономического и политического влияния потребовали четкого и детального регулирования правоотношений в сфере государственной тайны.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить.

Объективная сторона шпионажа выражается в передаче, собирании, похищении или хранении с целью передачи указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, либо в передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений.

Государственная измена. Шпионаж: Видео

Преступление характеризуется наличием прямого умысла у преступника и осознание направленности деяния против интересов страны и общественной опасности деяния.

Следовательно, само заключение преступного сговора в такой ситуации является существенной помощью иностранному «адресату» в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Защита государства, органов власти, установленной политической и экономической системы является приоритетной задачей любого уголовного законодательства. Преступления, посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннюю безопасность страны, всегда рассматривались как особо опасные. В российской империи до 1917 г.

Так например: по определению Верховного суда РФ гражданин Калугин был признан виновным в том, что он, являясь гражданином СССР, а затем и РФ, совершил государственную измену в форме выдачи государственной тайны иностранному государству в ущерб внешней безопасности России.

63. Государственная измена и шпионаж: правовой анализ преступлений.

Если сбор сведений происходил без задания разведки, то состав преступления в форме шпионажа отсутствует.

Субъектом (исполнителем) шпионажа может быть только иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16 лет. Соучастниками данного преступления (организаторами, подстрекателями либо пособниками) могут выступать и граждане Российской Федерации при отсутствии в их действиях признаков государственной измены.

Иностранная организация — организация, созданная на основании правовых норм иностранного государства и имеющая первичную регистрацию в иностранном государстве.

Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной литературы, личное восприятие, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д. Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий.

Государственная измена (ст.275). Шпионаж (ст.276). Их отличие между собой.

УК РФ представляет собой норму, устанавливающую ответственность за такое преступление, как госизмена. Квалификация указанных действий требует тщательного подхода к определению признаков такого деяния и необходимости отграничения от такого посягательства, предусмотренного ст. 276 УК РФ.

Хранение — нахождение сведений, составляющих государственную тайну, при себе, в специально отведенных местах или в специально приспособленное местах.

При квалификации деяний по статье 276 УК РФ иногда возникают у судей проблемы. Например, субъектом шпионажа является иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Собирание — получение сведений любым (кроме похищения) способом (наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, фотографирование и пр.).

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Посягательства на внешнюю безопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение их к числу особо тяжких преступлений с возможностью определения наказания вплоть до 20 лет лишения свободы.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Государственная измена и шпионаж относятся к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность России. Отдельные ученые относят к данной группе также разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК)[4].

Говоря об измене гражданина России, следует понимать, что подобное преступление не требует наступления негативных последствий, а именно фактического подрыва безопасности государства. С уголовно-правовой точки зрения такой состав считается формальным и оконченным, как только лицо начало шпионить, разглашать сведения и так далее.

Вступление в преступный сговор с другими лицами о совершении преступления, как следует из части первой статьи 30 УК РФ, уже является приготовлением к этому преступлению. Однако в случае сговора с иностранным «адресатом» речь идет не просто о совершении преступления, а об оказании помощи «адресату» в проведении им враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Для любого общественно-опасного деяния характерно наличие состава, представляющего собой совокупность обязательных элементов. Такой вид преступления, как государственная измена также предлагает свои признаки, позволяющие не только квалифицировать действия преступника по рассматриваемой статье, но и отграничить содеянное от схожих вариантов посягательства.

Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства. Метод исследования включает совокупность методов, принципов и способов построение научных трудов.

Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 275 УК РФ

Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения.

Выдать государственную тайну может лицо, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе.

Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4).

В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

Допуск к этим сведениям ограничен, а за противоправное разглашение государственной тайны наступает УО.

Любое из указанных действий (актов бездействия) должно обладать объективным признаком угрозы причинения ущерба безопасности РФ. Выдача государственной тайны иностранному государству или иностранной организации состоит в передаче гражданином РФ представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности РФ.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает.

Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений.

Однако таковыми могут стать сведения, составляющие государственную тайну и передающиеся на соответствующем материальном носителе (с материального носителя), а также иные сведения о материальном мире, собираемые по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Система уголовно-правовой безопасности России сложилась в середине 90-х годов прошлого века, когда вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ). Ее элементы настроены на регулирование общественных отношений, очевидных в начальный период становления современной российской государственности. Указанная статья уголовного закона помимо подробного описания такого деяния, как государственная измена, отражает и санкции, а именно наказание, которое повлечёт за собой подобный проступок. В первую очередь для установления мер воздействия на нарушителя закона необходимо определения тяжести рассматриваемого преступления.

Отличие государственная измена от шпионажа

Это могут быть: вербовка гражданина России в качестве агента иностр гос-ва, предоставление убежища агентам иностр разведки, снабжение их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения итп.В некоторых случаях, в частности при ином оказании помощи, осуществление объективной стороны государственной измены возможно бездействием.

Но законодательной конструкции состав преступления является формальным. Преступление окончено (составом) в момент перехода сведений в адрес иностранного государства, иностранной организации, их представителям (уполномоченным от государства, организации).

Ее отличие от шпионажа в том, что сведения не собирались умышленно для их передачи, а доступ к гостайне лицо имело по роду своей деятельности.

Государственная измена – одно из преступлений против государства, которое существует тысячелетиями. В Уголовном кодексе наказание за указанное преступление предусмотрено по ст. 275.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение. Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату и особенно верховной власти.

Субъектом преступления может выступать только тот человек, который соответствует четырём условиям, установленным законодателем.
Суть государственной измены заключается в акте предательства, т.е. оказании граж-данином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *