Исключительные компетенции представительного органа муниципального образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исключительные компетенции представительного органа муниципального образования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Совет депутатов может рассматривать и решать по представлению главы местной администрации вопросы, отнесенные к ее ведению.

Вопросы, составляющие предметы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления, не могут передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.
Однако практика показывает, что полномочия представительных органов местного самоуправления, гарантированные федеральным законом, не дополняются на местном уровне. Если уставом предусмотрена должность главы муниципального образования, то полномочия представительного органа, как правило, редко выходят за рамки гарантированные федеральным законодательством.

41. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Здесь уместно пойти по пути позитивного закрепления распорядительных и иных полномочий, нс давая исчерпывающего перечня контрольных полномочий представительных органов в отношении исполнительного аппарата.

Гражданин обратился в суд с административным иском с требованием о признании совета депутатов неправомочным. Причиной послужило сложение полномочий 6 из 15 членов совета.

В 2018 году Верховный суд высказал свою позицию по данному вопросу. Теперь суды будут применять одинаковый подход, когда будут рассматривать дела о признании неправомочным представительного органа муниципального образования.

Исключение предусмотрено для формирования представитель­ных органов муниципальных районов. Они могут создаваться двумя способами.

Компетенция представительного органа

При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Он занимает ведущее поло­жение в структуре органов МО любого типа. Именно ему дано право формировать иные органы местного самоуправления в данном му­ниципальном образовании, принимать от имени жителей муници­пального образования решения, обязательные для исполнения все­ми юридическими и физическими лицами на территории этого му­ниципального образования.

М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 18.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления

Действующее федеральное законодательство предусматривает разные модели системы органов местного самоуправления. В частности, возможны такие варианты: • глава муниципального образования избирается из числа депутатов и является председателем представительного органа муниципального образования; • глава…

В силу Закона N 131-ФЗ и устава муниципального образования исполнительный орган муниципального образования наделен своими полномочиями по вопросам местного значения, обязан их исполнять и отчитываться за их исполнение перед представительным органом.

Э. Конституционно-правовое обеспечение формирования и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации (по материалам муниципальных образований Московской области): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 97.

Указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, как отмечалось выше, содержали отдельные положения, которые не соответствовали Конституции РФ. Но вместе с тем они послужили основой для принятия субъектами Федерации собственных нормативно-правовых актов, в которых, в частности, регулировались отношения, связанные с организационной структурой местного самоуправления.

35. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятно стремление законодателя не допустить монопольного положения в представительном органе муниципального района де­путатов одного поселения по отношению к депутатам большинства других поселений, меньших по численности. Возникает вопрос, как такое ограничение соотносится с избирательным законодательст­вом, устанавливающим максимально возможное равенство между избирательными округами и участками?

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Одна из главных отличительных особенностей современной модели — наличие механизмов вертикального и горизонтального партнерства в процессе разделения и осуществления власти и, в частности, координация, предполагающая согласование действий, учет позиций сторон.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Большое значение имеет вопрос о соотношении полномочий представительного и исполнительных органов муниципального образования. Принцип разделения государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) зачастую не только фактически, но и юридически переносится на местное самоуправление. Так, Е.С.

В старой редакции закона данное полномочие было закреплено в более широкой формулировке: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. В данном случае имелась в виду вся система местных нормативных актов, среди которых главное место занимал устав муниципального образования.

В другом случае прокурор обратился с иском о признании совета депутатов сельского поселения неправомочным. Основанием стал тот факт, что в состав совета были избраны 10 депутатов из 10 возможных. Однако впоследствии четверо из избранного состава сложили свои полномочия.

Депутаты представительных органов муниципального образования обладают особым правовым статусом. Они избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может…

Установление гарантий прав депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления в отношениях с правоохранительными органами должно быть направлено на обеспечение депутатской неприкосновенности. Неприкосновенность — одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

56. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНУТРЕННИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

К исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления Закон также относит принятие решения о проведении местного референдума (ст. 22), установление льгот по уплате местных налогов и сборов (ст. 39). Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта Федерации.

Зарубежный опыт выявляет общую закономерность: чем ниже уровень власти, тем менее контрастно и разделение власти, и напротив, оно нарастает в движении по вертикали.

Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и других условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Существенное значение в этом плане имеет расширение компетенции представительных органов, прежде всего их исключительной компетенции, т.е. компетенции, которая не может принадлежать в силу Закона другим органам местного самоуправления.

В прежних моделях местного самоуправления, где глава МО од­новременно возглавлял местную администрацию и представитель­ный орган муниципального образования, часто представительные органы местного самоуправления правом юридического лица не наделялись. Представительный орган не имел своего аппарата.

Закон N 131-ФЗ говорит о том, что «иные полномочия» закрепляются не только в уставах муниципальных образований, но и в конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также федеральных законах.

Из опыта муниципальных образований субъектов РФ

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
Решение данного вопроса также являлось исключительным полномочием представительного органа местного самоуправления и в соответствии с Законом 1995 года (ст. 15).

42. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Если прежний закон устанавливал шесть исключительных полномочий представительных органов, новый Закон определяет десять таких полномочий (включая упомянутое право принятия решений, устанавливающих обязательные для всеобщего исполнения правила). Эти десять полномочий — самые важные, определяющие функциональную характеристику представительных органов в главных чертах.

Выше назывались полномочия этих органов, связанные с определением порядка непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Это минимальный перечень полномочий представительного органа муниципального образования, закрепленный федеральным законодательством. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения.

57. БЛОКИРОВКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Следовательно, полномочия по принятию устава и внесению в него изменений и дополнений принадлежат исключительно представительному органу муниципального образования. В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *