Концепция проведения выездных налоговых проверок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Концепция проведения выездных налоговых проверок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ.
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Критерии для выездной налоговой проверки

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Подпишитесь на рассылку налогового адвоката Павла Тылика и получайте самые актуальные и свежие материалы из области налоговых проверок.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Налогоплательщик может самостоятельной оценить риски быть включенным в план выездных проверок по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.
Это означает, что Инспекция должна рассмотреть результаты налоговой проверки с участием лица, привлекаемого к налоговой ответственности, и предоставить налогоплательщику реальную возможность изложить свою позицию. Именно к такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22 января 2008г. по делу № N А56-1233/2007.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Очевидно, что решение налогового органа о включении того или иного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок в первую очередь теперь зависит от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты им налогов.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. Такого рода требование об уплате налога, содержит сведения о сумме задолженности по налогу, о размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах и т.д.

Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе — досье налогоплательщика.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

Все показатели налоговой и бухгалтерской отчетности связаны между собой. Так, в частности, при увеличении выручки от реализации товаров (работ, услуг), показанной по бухгалтерской отчетности, при соблюдении ряда условий должна увеличиваться и налоговая база по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость.

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Данный критерий представляется достаточно обоснованным с точки зрения планирования выездных налоговых проверок. Вместе с тем, очевидна его недоработанность. В частности, в Концепции не учтено, что налоговая нагрузка вновь созданной организации может быть ниже среднеотраслевой по вполне объективным причинам.

Полезная информация на тему: «Риски проведения выездных налоговых проверок» от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Почему взята именно такая цифра, остается загадкой. Кроме этого, специалисты ФНС России не посчитали нужным оговорить особые условия применения данного критерия, например, для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения, которым вряд ли удастся вписаться в этот критерий.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Данный критерий также требует доработки, поскольку анализируемый показатель никоим образом не «привязан» к какому-либо временному промежутку.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика.

Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

Дюжина критериев как «гарант» стабильности

Виды налоговых проверок. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: цели, сроки, порядок и полномочия ее проведения. Требования к составлению акта выездной налоговой проверки. Начисление пени по НДС по результатам налоговой проверки.

Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

Она показывает, как чиновники должны выявлять подозрительных налогоплательщиков. У таких организаций выездные проверки должны выполняться в первую очередь, требуют авторы Концепции. Остальным обещан «режим наибольшего благоприятствования». И создание «максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов».

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Ознакомьтесь с инструкцией как запустить 1С с вашего устройства

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных. В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении финансово-экономического анализа собирается информация о физических объемах потребленных энергетических и иных материальных ресурсов и ее анализ на предмет соответствия уровню и динамике указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг).

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (прим. авт.). ** Какими критериями должны руководствоваться налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, специалисты ФНС России не разъясняют (прим. авт.).

Совершенно непонятна отсылка к бухгалтерской отчетности в условиях, когда речь идет об оценке рисков совершения налоговых правонарушений.

Как уже указывалось ранее, налоговые органы в системе планирования налоговых проверок анализируют как внутреннюю информацию (из отчетов, деклараций, справок, иных документов), так и внешнюю информацию, которая получена в соответствии с действующим законодательством от правоохранительных и иных контролирующих органов, органов власти, а также общедоступную информацию.

Законодательство предусматривает два порядка обжалования результатов камеральной налоговой проверки: досудебный и судебный.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/, поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Какая налоговая нагрузка действует по видам экономической деятельности?

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться, исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Ранее планирование выездных проверок было сугубо внутренней и конфиденциальной процедурой налоговых органов. Теперь же Концепция пропагандирует открытость в отношении алгоритмов выбора налогоплательщиков для проверки, для чего используется вся информация, которой располагают налоговые органы, в том числе информация, полученная из внешних источников.

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых. Во введении к Концепции выдвигается и доказывается тезис, касающийся качественного налогового администрирования, которое является, по сути, одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства, нацелившегося на снижение совокупной налоговой нагрузки.

Выбор объектов для проведения налоговой проверки осуществляется на основании целенаправленного отбора, тщательного и постоянного всестороннего анализа всей имеющейся информации о каждом объекте вне зависимости от формы собственности и сумм налоговых обязательств.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок — это сформулированные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/ принципы контрольной деятельности ФНС. Этот документ призван не только повысить эффективность контрольной деятельности ФНС, но и предотвратить правонарушения. В статье расскажем о том, как планируются контрольные выездные мероприятия и каков период выездной налоговой проверки.

Для реализации целей налогового контроля налоговым органом на основании Концепции определяются критерии отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Для того чтобы был реализован системный подход к отбору объектов выездных налоговых проверок, ФНС России определила в Концепции алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем глубоком анализе всей информации о налогоплательщиках, имеющейся в распоряжении налоговых органов, получаемой как из внутренних, так и внешних источников.

Эффективность выездной налоговой проверки в значительной мере зависит от правильности выбора объекта для нее.

ФНС России утвердила Концепцию системы планирования и осуществления выездных налоговых проверок. На практике такая концепция частично существовала, но информация о ней была разрозненной, противоречивой и содержалась в различных документах. Теперь Концепция утверждена в форме единого документа и определяет основные теоретические основы планирования выездных налоговых проверок.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *