Коррупционные риски при проведении государственных закупок
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коррупционные риски при проведении государственных закупок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 1 марта 2020 г. утратила силу Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных.
С учетом предложений и замечаний члены рабочей группы признали удовлетворительной работу по реализации плана мероприятий по внедрению антикоррупционной модели управления», – говорится в сообщении.
Содержание:
Совет обороны указал на коррупционные риски в госзакупках
Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере госзаказа по ст. 10 273-ФЗ выступает конфликт интересов.
Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем.
Представление интересов контрольно-надзорного органа в других органах (в том числе судебных) и организациях (включая неправительственные и зарубежные).
Законом также предусмотрено сокращение перечня случаев возможной процедуры закупки у одного участника, которая в новом Законе названа новым термином — «Переговорная процедура». В новом Законе отсутствует раздел, посвященный проведению электронного реверсивного аукциона, однако закреплена возможность осуществления процедур закупок в электронной форме.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается в случае заключения контракта на геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии госграницы РФ, а также делимитации морских пространств РФ, в целях выполнения международных обязательств РФ.
Мировая практика и нормативно-правовая база России
Таким образом, в целях эффективного противодействия правонарушениям коррупционной направленности в сфере государственных закупок важно знать наиболее уязвимые места — коррупционные риски, создающие благодатную почву для их развития.
Законопроект, направленный на снижение коррупционных рисков при госзакупках, Государственная дума РФ приняла в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 17 февраля. Поправки касаются регламента процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
Предъявление необоснованных требований, позволяющих отклонить предложения неугодных участников, и т.п.
Кажется Вы используете блокирование рекламы. Мы существуем и развиваемся за счет доходов от рекламы. Добавьте сайт в перечень исключений пожалуйста.
Практически всеми федеральными ведомствами сегодня были приняты рекомендации, которые содержат меры по противодействию коррупции. Это приказ ФАС от 2014 года №38/14, письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1501, от 2016 года №ОГ-Д28-3680, от 2015 года №Д28и-2018 и пр. Кроме того, субъектами РФ разрабатываются отдельные региональные программы против коррупции.
Результаты работы комиссии были заслушаны 17 марта на комиссии при Губернаторе Кировской области по противодействию коррупции в Кировской области. Деятельность по проведению госзакупок относится к наиболее подверженным коррупционным проявлениям. В той или иной степени факты коррупции в данной сфере характерны практически для всех стран. К сожалению, наша страна не исключение.
Последнее время очень активно обсуждается переход системы закупок на федеральную контрактную систему, основными элементами которой является планирование, размещение и контроль за исполнением контрактов.
Минкомсвязи РФ к 1 сентября может подготовить конкретные требования к обоснованию закупок иностранного программного обеспечения (ПО) российскими госорганами.
Известно, что в коррупции принимают участие, с одной стороны, государственный служащий, с другой — предприниматель или простой гражданин. Недобропорядочное поведение государственного служащего как один из коррупционных рисков — это в первую очередь нарушение (или сознательное пренебрежение) им моральных критериев и этических норм поведения на государственной службе.
Иногда келейное (неформальное) урегулирование спора предпочтительнее формального. Один из возможных вариантов — рассмотрение спора судом чести. Что представляет собой этот суд и как он работает?
Возникновению и процветанию коррупции способствуют в том числе недостатки системы контроля в сфере государственной службы, которая должна была бы охватывать не только вопросы сроков перемещения документации между исполнителями и разными учреждениями, но и трудовой дисциплины, анализа коррупционных «скрытых возмоностей» должностей и разработки действенных методов борьбы с этим явлением.
Международное право предусматривает меры специальной защиты наиболее уязвимых членов общества: всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права и основные свободы.
При оценке возможного материального или репутационного вреда организации следует, в первую очередь, анализировать, способно ли причинение такого вреда сделать невозможным выполнение целей и задач организации и привести к приостановке ее деятельности. В этом случае потенциальный вред следует оценивать как значительный (максимальная оценка по выбранной балльной шкале).
Рада усилила коррупционные риски госзакупок
Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для снижения уровня коррупции в <наименование контрольно-надзорного органа>?
При первоначальном внедрении оценки коррупционных рисков рекомендуется использовать простые (трехбалльные) шкалы оценки.
Кроме того, Закон вносит изменения в Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности», который предусматривает ряд исключений из общих правил осуществления государственных закупок и допускает несоблюдение требований к процедурам их проведения для избранных сфер хозяйственной деятельности. Законом значительно суживается перечень таких исключений.
Однако коррупция, имеющая свойства проникать во все правоотношения, самым негативным образом влияет на нормальную работу этой важнейшей сферы.
Дефиниция «коррупционные риски» не имеет однозначного определения в федеральном законодательстве, однако существует достаточно позиций авторитетных учёных в отношении исследуемого понятия. Так, В. В. Астанин рассматривает коррупционные риски, с точки зрения вероятных возникновений коррупционного поведения государственных служащих. В секретариате отметили, что в целях минимизации коррупционных рисков эксперты дали рекомендации по реформированию бюджетного процесса, сферы государственных закупок, стимулирующих (долевых) грантов, а также деятельности Госфонда развития экономики и Департамента драгоценных металлов.
В 2010 году департаментом государственных закупок направлены в УФАС по Кировской области материалы о действиях участников аукционов, свидетельствующих о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по 18 аукционам.
Сегодня в нашем государстве очень остро ощущается проблема коррупции, которая является угрозой правам человека и гражданина, верховенству права и демократии, правопорядку и социальной справедливости, а также препятствием постоянному экономическому развитию общества.
О коррупционных рисках в сфере государственных закупок
Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному: Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная.
Сведения о ценовых предложениях участников закупки будут раскрываться только в итоговом протоколе — это сделано для минимизации субъективного фактора при оценке заявок со стороны членов комиссий. Все эти меры существенно уменьшат коррупционные риски, так как сократят возможности для сговора между заказчиками и участниками закупки, а также участников закупок между собой.
Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих. Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа.
Антикоррупционной службой по Акмолинской области проведено профилактическое совещание с коллективом областного Управления координации занятости и социальных программ в рамках статьи 200 УПК РК, предусматривающей внесение представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона.
Правовые меры. Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль. Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок.
Теперь Закон применяется к услугам при условии их стоимости от 100 тыс. грн. (в том числе к строительству), а к товарам — при стоимости более 1 млн грн.
В случае невозможности или экономической нецелесообразности одновременной реализации мер по минимизации всех выявленных коррупционных рисков необходимо, в первую очередь, реализовать меры по минимизации критических и существенных коррупционных рисков.
Коррупция в сфере государственного и муниципального заказа
Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.
Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.
Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.
Важно применять методы «дробления» процедур, для того чтобы участниками осуществления регламентируемой функции становилось как можно больше должностных лиц, причем различные как по «вертикали», так и по «горизонтали» власти.
Одним из возможных способов такого ранжирования является использование матрицы оценки значимости рисков. При этом все риски по степени своей значимости разделяются на критические, существенные и незначительные.
Стоит отметить, что причинами послужили отсутствие контроля за приемной комиссией учреждения со стороны директора Центра, формальный подход приемной комиссии при принятии поставленного товара, а также неосведомленность и незнание законодательства РК в сфере государственных закупок.