Правовой обычай как источник конституционного права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой обычай как источник конституционного права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Часть этих обычаев, считал он, относится к количеству источников административного права и неких иных отраслей права. «Источники конституционного права — это только «конституционные обычаи», то есть такие, которые непосредственно содействуют действию конституционных положений, осуществлению конституционных основ.

Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (прежде всего в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).
В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Система конституционного права

В некоторых странах тропической Африки была даже предпринята попытка кодификации племенных обычаев и традиций, представляющая интерес не столько с правовой точки зрения, сколько с точки зрения изучения этнических особенностей формирования национальных общностей и государств.

Так, в Великобритании пост премьер-министра занимает лидер партии, одержавший победу на выборах в палату общин.

Напротив, государство связано этими первичными нравственны­ми и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их.

Естественное право, если оно признается источником конституционного права, становится важным гарантом для спасения свободы и демократии.

Помимо федеральных законов, в принятии которых по установленной процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, каждая из палат полномочна принимать и собственные правовые акты.

Правовой обычай как источник права

Хотя обычаи и представляют собой правила поведения, они лишены необходимых признаков правовой нормы. Соблюдение обычая не может быть подкреплено принудительной силой государства. Конечно, обычаи играют значительную роль при формировании норм государственного права.

Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют ос­нову системы права.

Но источниками на самом деле являются не все подзаконные акты, а лишь те из них, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права.

Презентация. Обычай как источник конституционного права

Впрочем, можно отметить, что нередко в развитых странах наблюдается как бы и обратный процесс, когда нормы права вторгаются в такие области общественной жизни, которые всегда традиционно находились вне сферы их регулирования.

Исключительно важно и то, что с помощью закона создается воз­ можность обеспечить необходимый порядок в практической реализа­ ции демократических институтов и прав, ввести их в наиболее целесо­ образную с точки зрения интересов общества процедуру.

Верховенство закона также означает его всеобщность, т.е. стремле­ние к тому, чтобы не оставалось неурегулированных законом областей жизни общества, куда могли бы «прорваться» и разрастись другие акты, оттесняя законы.

Таким образом, в процессе развития данной системы, правовой обычай прошел этапы возникновения, покорения вождю и покорение государству.

Источники и система конституционного права

В теории права основными источниками права выступают нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай.

В.Ф. Коток, например, считал неправильным отрицание за обычая­ми роли источников конституционного права. «Такое отрицание, — полагал он, — имело известные основания в первые годы существова­ния социалистического государства, так как старые обычаи отражали отношения господства и подчинения, характерные для эксплуататор­ского общества, а новые еще не сложились.

Верховенство закона прежде всего означает, что главные, ключе­ вые, основополагающие общественные отношения во всех сферах об­ щественной жизни, не урегулированные Конституцией, являющейся основным законом, регулируются не просто правовыми актами, а именно законами.

В.Ф. Коток, например, считал неправильным отрицание за обычая­ми роли источников конституционного права. «Такое отрицание, — полагал он, — имело известные основания в первые годы существова­ния социалистического государства, так как старые обычаи отражали отношения господства и подчинения, характерные для эксплуататор­ского общества, а новые еще не сложились.

Верховенство закона прежде всего означает, что главные, ключе­ вые, основополагающие общественные отношения во всех сферах об­ щественной жизни, не урегулированные Конституцией, являющейся основным законом, регулируются не просто правовыми актами, а именно законами.

Понятие «источники права» возникло две тысячи лет назад в Древнем Риме, когда Тит Ливий в «Римской истории» назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» — основой, из которой выросло и сложилось современное ему римское право.

Нормативный договор как источник конституционного права РФ

Однако в России официальным источником права признается лишь позитивное право, а основной формой права – нормативно-правовой акт. Представители юридической науки и практики не устают призывать к соблюдению лишь норм писаного права.
Некоторые авторы считают, что нормы международного права выше Конституции по юридической силе. Но согласно ст. 15 Конституции РФ только общепризнанные нормы международного права являются нормой прав. Такие нормы хоть и имеют силу, но как конституционно-федеральный источник.

Тем не менее значимость судебного прецедента получает в последние годы определенное подтверждение и подкрепление на международно-правовом уровне, на уровне деятельности судебных учреждений интеграционных образований и группировок.

Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается конституцией страны.

В литературе высказываются различные точки зрения относительно обычая как источника права. Некоторые авторы полагают, что развитие права должно идти по пути исключения из системы источников отечественного права и практики любых элементов обычного права как пережитка старых форм его источников. Иная точка зрения высказана Н.М. Минасяном.

Часть таких обычаев, по его мнению, относится к числу источников административного права и некоторых других отраслей права. «Источники конституционного права — это лишь «конституционные обычаи», т.е. такие, которые непосредственно способствуют действию конституционных положений, осуществлению конституционных принципов.

Едино­образие обеспечивалось, как правило, не путем узаконения обычая, санкционирования его правовой нормой, а путем внедрения его выше­стоящими органами государственной власти. Например, в РСФСР еще до принятия на местах положений о постоянных комиссиях местных Советов члены этих комиссий избирались на сессиях Советов из числа депутатов. Они пользовались в комиссиях правом решающего голоса.

Необходимое условие его существования — признание всеми или некоторыми государствами, выраженное или в активной форме (в виде определенных действий), или путем воздержания от действий. В то же время обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства, обязательные для всех стран.

Таким образом, исторически обычай — первый источник права, которым регулировались отношения в период становления государственности.

Вместе с тем в Великобритании местный обычай считается правовым, если он действует «с незапамятных времен», то есть сложился до 1189 года. Обычай может принимать правовой характер и вследствие признания его «своим» определенной этнической общности, племенем, кастой и др. то, что современный юрист не признает право, рассматривается как такое с традиционных позиций.

Обычай как составляющее правовой ментальности понемногу трансформируется согласно с социально-экономическим строем сообщества, но продолжает играть в России важную роль в системе права. Обычное право в настоящей жизни в тех формах, в каких оно сохранилось у разных народов, сегодня не может не взаимодействовать с государственным правом, потому как оно носит ментальный нрав.

Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов.

Вместе с тем нужно отметить, что сейчас применение обычаев в государственной жизни имеет еще более ограниченный нрав, нежели до этого. Это потому, что тут детально проявляется закономерность: чем совершеннее законодательство, тем менее роль и сфера воздействия обычая.Нужно сказать, что лишь немногие авторы игнорируют обычай.

Этот обычай, по мнению В.Ф. Котока, сложился в борьбе за укрепле­ние представительных органов как выразителей воли народа.

Нормы конституционного права сосредоточиваются в правовых актах, имеющих различные юридические формы. Эти акты выступают в качестве источников отрасли конституционного права. В науке конституционного права существуют различные позиции относительно значения термина «источник конституционного права.

Некоторые ученые также предлагают рассматривать одним из источников конституционного права естественное право, которое они считают совокупностью естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. На сегодня это в большей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия «источник» и «форма» права отражали резко усилившиеся в XYIII-XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права.

Ментальные архетипы обычая и обычного права особо появляются в периоды излома социальных взаимоотношений, когда возникает непостоянность правовой и тесно связанной с ней нравственной системы. 2.2. Обычай как источник конституционного праваОбычай как непосредственный регулятор государственных взаимоотношений применяется в нашей стране и в настоящее время.

Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании многие ведущие государственные институты формируются и функционируют на основе не писаных текстов, а сложившихся, иногда в течение столетий, обычаев. Таков, например, установленный обычаем порядок формирования правительства, роль и полномочия кабинета, прерогативы премьер-министра.

На современном этапе расширилась область применения нецентрализованных регуляторов, — прежде всего, договора, а также обычая. Значение обычая в ряду других источников конституционного права невелико, однако игнорировать его нельзя.

1 Закон как источник конституционного права Российской Федерации

Источники КП в узком (формальном, юридическом) смысле есть формы выражения норм конституционного права, формы,посредством которых устанавливаются и получают обязательную силуправовые нормы. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Каждый научный термин должен строго определять понятие и представлять собой инструмент научного познания соответствующих общественных явлений.

В.Ф. Коток полагал, что обычаи бывают разные. Часть из них — это нормы морали, не санкционируемые государством. Несоблюдение таких обычаев вызывает в обществе моральное осуждение, но не влечет за собой каких-либо правовых последствий. Другая часть обычаев носит правовой характер, так как эти обычаи санкционируются государством.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *