Самой ранней редакцией русской правды была

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самой ранней редакцией русской правды была». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».

Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом.

Правда Русская и проблемы ее изучения

В 1747 г. при Елизавете Петровне был издан указ о восстановлении гетманства на Украине, вновь расширилась автономия Украины.

От него до нас дошло всего пять неполных листов (левые части листов обгорели). Список этот также сходится с некоторыми полными однотипными списками. Приведение этих пяти листов не дало бы ничего существенно нового.

Александр Востоков. Описание русских и словенских рукописей Румянцев­ского Музвума. М., 1842, отр. 340—341. О списке Филипса, равно как и вообще о списках Татищевских и об их происхождении, см. статью Г. Л. Гейерманса в «Проблемах источниковедения», сб. 3 (в печати).
Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

Именно в этом виде «Русская Правда» в качестве главного правового кодекса сохранялась на Руси долгое время, вплоть до конца XV века.

Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.

Наиболее старыми являются взгляды о влиянии на формирование Русской Правды законодательства Швеции и Дании. Их поддерживали: Струбе де Пьермонт в своей работе «Слово о начале и переменах Российских законов», Карамзин, Пресняков, Карский.

Загадочно его появление на свет: ни летописи, ни другие дошедшие до нас документальные материалы не дают сколько-нибудь убедительного ответа на вопросы, когда и почему был создан этот правовой памятник. Загадочно и его название.

Один из этих списков, изу­ченных и использованных В. И. Татищевым в создании сводного текста, теперь называется Академическим. Дру­гой находился в так называемой Ростовской летописи, до нас не дошедшей.

Смена языческого мышления на христианское привела к необходимости изменения представлений о преступлениях и последующих наказаниях. Однако за основу все же были приняты ранее существовавшие обычаи и обряды.

После Карамзина Русская Правда стала предме­том внимания со стороны Г. Эверса. (Эверс Г. Древней­шее русское право в историческом его раскрытии/ Пе- рев. И. Платонова. СПб, 1835). Он считал, что Краткая Правда состоит из двух частей: Правды Ярослава, про­исхождение которой он относил к 1030 г., и Правды Ярославичей, возникшей в промежутке 1054-1063 гг.

В данной работе мы попытаемся произвести сравнительный анализ Русской Правды и Салической Правды в части исторического соответствия и возможных заимствований, изучить правовые статьи обоих нормативных актов.

ЕГЭ. История России. Теория по кодификатору. 3.2.11. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений.

Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров.

ЕГЭ. История России. Теория по кодификатору. 3.2.11. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений.

Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью.

Январский номер журнала «Историк» вышел с тематическим заголовком на обложке: «Русская Правда. Тысячелетняя история отечественного законодательства». 12 мая состоялось совместное заседание президиума совета Российского исторического общества и бюро президиума Ассоциации юристов России, специально посвященное тысячелетию «Русской Правды».

Из пространных списков тоже исключены три поздних списка: Горюш- кинский XVIII века, как копия с Вальзеровского списка, Царского IV— XVIII века и Овчинниковский III—XIX века; хотя относительно последних двух и ве установлено, с каких точно списков они списаны, но, являясь однотипными в ряду наличных древних списков, они в вариаптах не дают ничего существенного.

А некоторые авторы, пишущие на эту тему, высказывают даже мнение, будто в древнерусской юридической лексике вообще отсутствовал термин «право». Так, Мария Захарова пишет в очерке «1000 лет в поисках «Русской правды»: «Термин «право» появился в российском юридическом обороте только в XVII веке как понятие, переводное с немецкого языка»[1].

Всем спискам, которые имел Калачов, он дал названия, исходя большею частью из того, к какому рукописному собранию принадлежит тот или иной список. Под этими названиями и известны эти списки в литературе. В целях научной преемственности и в настоящем издании новым спискам даны названия по тому же принципу.

Впервые была обнаружена В.Н. Татищевым во второй половине 1730-х годов и с тех пор является одним из важнейших источников по истории Древней Руси. Сохранилась в многочисленных списках, которые традиционно подразделяют на три редакции, имеющие между собой существенные различия.

По всей видимости, она стала правовым оформлением сложившегося Древнерусского государства. Вопрос о датировке Краткой редакции Русской Правды дискуссионен.

Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

Показательно, что Русская Правда в тот же период сделалась предметом внимания со стороны западноевро­пейских историков. Так, например, Струбе де Пьермонт в 1756 г. в своем «Слове о начале и переменах российс­ких законов» настаивал на сходстве между древнерус­скими законами и древними законами Дании и Швеции. Основные положения этой работы были поддержаны Шле- цером, им была издана в 1767 г.

Одновременно с работой Тобина вышла в свет работа H. В. Калачова, который дал весьма обстоятельный обзор изданий и сочинений, относящихся к Русской Правде, и указал на юридические памятники, находившиеся в осо­бенной связи с Русской Правдой.

Русская правда. Три основных редакции.

Нормы права данного документа дают полное представление о социальной, экономической жизни страны, о традициях и укладе жизни людей.

А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь. Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула. 18.

Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

В древние времена многие государственные образования жили не по законам, а по обрядам и обычаям. Киевская Русь не стала исключением. Наши предки были язычниками до того момента, пока князь Владимир не принял христианство. Свод правил тогда существовал только в устной форме, но в 1016 году появилась Русская Правда. Она стала первым в истории письменным сборником законов.

Русская правда Ярослава Мудрого

Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите». За этими словами в Новгородской 1-ой летописи помещен текст Древнейшей Правды. Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-41 Краткой Правды (Академический список).

Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю. 3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается. 4.

Другие исследователи придерживались мнения, что источниками Русской Правды были германские варварские правды, в частности, Салическая и Рипуарская правда. Так, Н.А. Максимейко придерживался идеи влияния иноземного права на создание Русской Правды. Он считал, что источником Краткой Правды было законодательство Юстиниана.
Именно они, вместе с приложенными к ним двумя положениями, излагающими «покон вирный» и урок «мостникам», составляют раннюю редакцию «Русской Правды», названную исследователями «Краткой Правдой».\r\n\r\nКроме того, существует еще один – и значительно более обширный вариант этого правового памятника. Он получил, соответственно, наименование «Пространная Правда».

Состав редакций Правды Русской

А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый. 20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна. 21.

За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен. 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. 24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен. 25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны. 26.

Тест по предмету История государства и права России, тема Древнерусское государство и право (IX – XII вв.).

По инициативе сыновей Ярослава – Изяслава, Святослава и Всеволода во второй половине XI в. (иногда датируется 1072 годом) была проведена новая кодификация, в которой отразилось складывание княжеской частной земельной собственности. Большинство статей памятника посвящено защите княжеского имущества и княжеских людей. Отменяется право кровной мести.

Действительно, если принять идею Л.К. Гетца, то получается, что русским законодателям приходилось специально разыскивать и переводить эти сборники. В то же время намного проще было обратиться к капитуляриям.

Между тем все дошедшие до нас списки «Русской Правды» являются частью каких-либо произведений – летописей, кормчих книг, мерил праведных[11] или просто сводов юридических материалов.\r\n\r\nНесамостоятельность текста «Русской Правды», его существование в рамках других произведений не дает никакой возможности определить, в каком приблизительно году он появился.
В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *