Правовое регулирование аудита и аудиторской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование аудита и аудиторской деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нельзя не отметить, что до принятия нового Закона 307-ФЗ многие специалисты считали, что логично называть аудитом собственно проверку отчетности на предмет ее достоверности, а аудиторской деятельностью — совокупность аудита и сопутствующих услуг. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др. Аудит. Учебник. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2007.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Об аудиторской деятельности (статьи 1 — 26)

Среди актов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место отводится правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по — новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля.

В 2015 г. утвержден порядок признания международных стандартов аудита (далее – МСА), принимаемых Международной федерацией бухгалтеров, подлежащих применению на территории РФ. МСА – это международные стандарты контроля качества, аудита финансовой информации, заданий по проведению обзорных проверок.

Известно, что наряду с государственным финансовым контролем, субъектами которого являются государственные органы, существует, как пишут ученые, независимый финансовый контроль или аудиторский контроль, который проводят независимые аудиторы и аудиторские фирмы. П. С. Пацурковский разделяет финансовый контроль на государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) [2]. А. А.

Третий уровень системы нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов представляет собой внутренние стандарты саморегулируемых организаций с деятельностью аудиторской направленности. Главной задачей этих стандартов является закрепление норм аудиторской деятельности, которые однозначно трактуются как субъектами финансово-хозяйственной отрасли, так и арбитражными судами.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.

Формирование третьего уровня не завершено. В международной практике аудита существует более 40 стандартов, но федеральных стандартов в России по состоянию на I января 20 Ю г. всего 34. К данному уровню также можно отнести Кодекс этики аудиторов России (протокол № 56 от 31 мая 2007 г.).

С другой — контрольная деятельность, которая может затрагивать интересы государства, поскольку законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения аудита.

Следует также отметить Кодекс этики аудиторов России, который был принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 28 августа 2003 г. протокол № 163.

Отсутствие внутрифирменных стандартов, методик и инструкций и, как следствие, непрохождение контроля качества на несоответствие аудиторской компании установленным требованиям будет служить основанием для ее исключения из состава са- морегулируемого общественного объединения.

Развитие законодательной базы в области аудита, произошедшие качественные перемены в аудиторской деятельности изменили отношение потребителей аудиторских услуг к пониманию сущности аудиторской деятельности. Стержнем аудиторской деятельности является нормативно-правовая основа, которая может быть представлена пятиуровневой системой нормативно-правового регулирования.

Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Л. А. Савченко [5]относит аудиторскую деятельность к виду контроля, экономист Д. М. Жерлицин [7] аудиторский контроль рассматривает как независимую форму финансового контроля, М. Т.

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично».

Выше мы уже назвали основные законодательные акты, которыми регулируются аудиторская деятельность. Однако для полноты раскрытия вопроса необходимо представить всю совокупность законодательных и нормативных правовых актов, которыми она регулируется, тем более, что с принятием нового Закона 307-ФЗ в правовом регулировании не только произошли, но и наметились объективные изменения.

Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

Для реализации этой цели в новой редакции Закона 307-ФЗ предусмотрен ряд механизмов и институтов, направленных на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка.

Документ, содержащий международные стандарты аудита, вступает в силу на территории Российской Федерации в сроки, определенные в этом документе.

Независимость аудитора исключает его материальную заинтересованность, возникновение или создающие угрозу возникновения конфликта интересов; предполагает свободу выбора форм и методов оказания аудиторских услуг и др.

Принцип объективности предполагает, что аудитор должен избегать отношений и ситуаций, которые могут исказить или повлиять на его профессиональное суждение (профессиональное мнение).

Аудиторская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, поэтому ей присущи все признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли, наличие регистрации.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Организация деятельности аудиторов в Российской Федерации происходит на основе опыта мировой практики и международных отношений. В ней выделяется две основные концепции ведения и управления аудиторской деятельностью.

Первая концепция получила широкое распространение в таких странах Европы, как Австрия, Испания, Германия и Франция, где деятельность аудиторов строго подконтрольна административной власти. Они на государственном уровне осуществляют контроль за функционированием аудиторских компаний.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие изложенным в п. 21 Правил требованиям.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом.

Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту — Закон № 119-ФЗ) устанавливал, что «аудит» и «аудиторская деятельность» являются предпринимательской деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.

Совокупность перечисленных условий является необходимым и достаточным основанием законности данного вида деятельности.

Следовательно в контексте данного нормативного акта, аудит никак не может быть формой или методом контроля. Раскрывая сущность аудита, параллельно употребляют термин «аудиторская проверка», что не совсем правильно, ведь аудиторская проверка является основным методом аудита. Последнее является подтверждением того, что его особенности должны быть четко определены в законодательстве. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) данных обстоятельств на виновную сторону налагается ответственность в виде полного возмещения экономическому субъекту понесенных расходов. Наличие в действиях аудиторов умысла на приобретение прав вне данного договора или поручения является основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Ст. 2790. предусматривается служба главного аудитора Банка России, которая непосредственно подотчетна Председателю Банка России для осуществления внутреннего аудита.

Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).

Разработаны в соответствии с федеральным законодательством нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

Закон об аудите называет единственный вид аудита – обязательный (ст. 5). Он направлен на защиту публичных интересов и является одной из гарантий обеспечения достоверности бухгалтерского учета.

Правовые основы осуществления аудиторской деятельности определяются “Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации” (далее Правила), действующими до принятия соответствующего закона. Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *