Законами субъектов рф муниципальные образования наделяются статусом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законами субъектов рф муниципальные образования наделяются статусом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 11 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» указаны требования к установлению и изменению границ муниципальных образований.
К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. Наряду с этим, их правовое положение в большей мере зависит от подходов, которые сформировались на местах, а не от актов федеральной власти.

Преобразования муниципальных образований

Разделение муниципального или городского округа, влекущее образование двух и более муниципальных или городских округов, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего муниципального или городского округа.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Это означает, что законом субъекта РФ могут перераспределяться полномочия, установленные как ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131 -ФЗ, так и иными федеральными законами в соответствии сч. 1.1 той же статьи.

Нормами ст. 130 Конституцией Российской Федерации определены концептуально-дефинитивные положения, определяющие, субъекты местного самоуправления. Так, определяя субъектный состав местного самоуправления, ч. 1 указанной статьи использует понятие «население», а ч. 2 — «граждане».

Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : монография / М. С.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 131 -ФЗ (в ред. Федерального закона № 13б-ФЗ) критерии деления городского округа на внутригородские районы устанавливаются законом субъекта РФ и в соответствии с ним в развитие его (если закон субъекта РФ это позволяет) — уставом городского округа.

Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.7.1 ст. 13 Федерального закона № 131 -ФЗ (в ред. Федерального за­кона № 13б-ФЗ) изменение статуса городского округа в связи с наделением его ста­тусом городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъ­екта РФ сучетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом.

Таким образом, проблема правового статуса муниципальных образований и муниципальных районов представляет большой научно-теоретический и практический интерес.

Вместе с тем в законах о местном самоуправлении других республик по данному вопросу имеются самостоятельные части. Например, в Республике Татарстан — это глава 2 «Территориальная организация местного самоуправления в Республике Татарстан» Закона Республики Татарстан, которая в трех статьях регламентирует указанные правоотношения.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 — 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Однако надо учитывать то обстоятельство, что Республика Марий Эл специальным законом урегулировала вопросы статуса, границ и территорий муниципальных образований[4]. Так, она наделила города Йошкар-Ола, Волжск и Козьмодемьянск статусом городского округа и еще 14 муниципальных образований — статусом муниципального района.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 — 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Учет мнения населения при территориальных изменениях муниципальных образований — один из основных институтов муниципальной демократии. На практике, однако, в процессе его реализации, в особенности при создании городских округов, проявились серьезные коллизии и нарушения.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования.

Закон субъекта РФ о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. Это, прежде всего, население муниципального образования. Население избирает представительный орган МСУ, другие выборные органы, а также выборных должностных лиц МСУ, определяет структуру органов МСУ.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Понятие и сущность внутригородского деления городских округов в РФ

Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

В 2005 г. в субъектах Российской Федерации были определены границы 24274 муниципальных образований, из них 20112 сельских поселений, 1823 городских поселений, 1819 муниципальных районов и 520 городских округов.

В какой форме и каком порядке должен осуществляться учет мнения насе­ления при делении городского округа на внутригородские районы? Каково юридическое значение такого мнения?

А.А. Сергеев считает, что Закон о местном самоуправлении учел недостатки, перегибы в правовом регулировании местного самоуправления субъектами Российской Федерации и изъял у субъектов полномочия по регулированию институциональной организации местного самоуправления, что явилось логичным результатом обобщения сложившейся правоприменительной практики[3], и с этим мнением можно согласиться.

Рассмотрим, как же субъекты Российской Федерации использовали предоставленные им права в своем законотворчестве.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регу­лирование по вопросам совместного ведения и до принятия соот­ветствующих федеральных законов. Однако после принятия феде­рального закона законы и иные правовые акты субъектов РФ долж­ны быть приведены в соответствие с принятым федеральным зако­ном в течение трех месяцев.

В гражданских правоотношениях местное самоуправление выражается, прежде всего, в муниципальных образованиях, которые обладают собственностью и довольно активно вступают в разнообразные хозяйственные связи. Хотя правовой статус этих формирований, объем их гражданской дееспособности и правоспособности остается не ясным.

Как правило, законы субъектов РФ не регулируют подробно большинство вопросов местного самоуправле­ния, оставляя это на усмотрение самих муниципальных образований. Однако есть достаточно подробные законы. Например, Закон о мест­ном самоуправлении Ямало-Ненецкого автономного округа содержит 26 статей, а Закон Омской области включает 112 статей1.

В каждом конкретном случае МО могут представлять: различные лица (органы и должностные лица местного самоуправления; население муниципальных образований в целом; муниципальные предприятия, учреждения и организации и другие уполномоченные на то физические и юридические лица).

В рамках предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, субъекты РФ вправе осуществлять правовое регу­лирование местного самоуправления только в случаях и порядке, установленном Законом от 6 октября 2003 г.

Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании [9, с.3822].

Выборное должностное лицо местного самоуправления (прежде всего это касается депутатов представительных органов местного самоуправления) может быть отозвано избирателями в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума….

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Статутные (базовые) законодательные акты субъектов РФ о местном самоуправлении следует отнести конституции республик и уставы других субъектов РФ, в которых, как правило, местному са­моуправлению посвящена отдельная глава.

Кроме того, почти во всех субъектах РФ приняты базовые зако­ны о местном самоуправлении. Как отмечает Е.С. Шугрина, струк­тура законов о местном самоуправлении в регионах не отличается большим разнообразием. Так, например законы Читинской области практически полностью повторяют структуру Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации».

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания семи видов муниципальных образований.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Понятие муниципального образования

Муниципальное образование принимает также свой устав, который подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.

В связи с этим, согласно Федеральному закону, такое изменение статуса поселения отнесено к одному из видов преобразования муниципальных образований, которое должно осуществляться с согласия населения соответствующего муниципального образования, выраженного путем голосования, и по установленной федеральным законом для преобразований муниципалитетов процедуре.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено три типа муниципальных образований (с закреплением за каждым из них присущих ему полномочий).




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *