Цели законодательства об административных правонарушениях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цели законодательства об административных правонарушениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Меры административного (бессудного) принуждения регламентируются не только КоАП, но и другими федеральными законами применительно к предусмотренным им правонарушениям. Такие федеральные законы устанавливают помимо публичных санкций (например,…
Кодекс берет под правовую защиту широчайший круг общественных отношений — права и свободы человека и гражданина, собственность, общественную безопасность, экономические интересы физических и юридических лиц и др.; определяет рамки законной деятельности органов, должностных лиц по применению норм административной ответственности.
С учетом статьи 72 Конституции Российской Федерации («В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:… к) административное, административно-процессуальное… законодательство…») в статье 1.3 КоАП РФ дается разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Содержание:
Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:
Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях 1.
Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
Сделано это в целях удобства пользования данным правовым актом должностными лицами органов государственного контроля (надзора), не являющимися юристами-профессионалами.
Таким образом, КоАП РФ хотя и вносит определенный вклад в систематизацию законодательства об административных правонарушениях, но не решает этой задачи полностью: меры административного (бессудного) принуждения регламентируются не только КоАП РФ, но и другими федеральными законами применительно к предусмотренным им правонарушениям.
В КоАП РФ закреплено правило о том, что все нормы об административных правонарушениях на федеральном уровне должны включаться в него, а нормы субъектов Российской Федерации должны приниматься только в форме законов. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать за нарушение своих законов административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа.
Законодательство подразделяется на два вида в зависимости от того, где будет применена правовая форма. Существует материальное и процессуальное законодательство. В первом случае это КоАП и законы субъектов, которые определяют видовую принадлежность административного наказания, состав правонарушения.
Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
Наряду с комментируемой статьей упоминание о задачах законодательства имеется также в ст. 2 ЖК, ст. 1 Трудового кодекса РФ и ст. 2 УК; ст. 2 ЛК определены задачи и цели лесного законодательства.
Существуют и ненормативные акты. Они принимаются административным органом или должностным лицом, например, постановление по делу об административном правонарушении, и применяются индивидуально.
В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов…
Как известно, задачи – это основные направления деятельности, призванные обеспечить достижение определенных целей. При этом цель формируют определенные интересы. Так, цель правового регулирования обусловлена интересами общества и государства, ориентирами правотворческой и правоприменительной деятельности на создание оптимального механизма правового регулирования регулируемых отношений.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ; соответственно регулирование по предметам совместного ведения осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Как правильно отмечает Л.Ю. Грудцына, защита и охрана субъективного права и охраняемого законом интереса различаются: «Охраняются права и свободы перманентно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают.
В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов….
В юридической литературе такие правовые категории, как «защита», «охрана» и «предупреждение» различаются.
К нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (меры административного пресечения), установленные КоАП к моменту совершения правонарушения. Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные…
При истолковании понятия «государство» следует учитывать дуалистичность понимания последнего в Конституции РФ: наряду с Российской Федерацией как суверенным государством государственно-правовым статусом наделяются также республики в составе России (ср. ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).
Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
Дефиниции некоторых правоохраняемых объектов, упомянутых в комментируемой статье, содержатся в законодательстве РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу.
Как указал в своем Определении от 26 января 2010 года N 140-О-О Конституционный Суд Российской Федерации, названное исключение обеспечивает реальное исполнение наказания в виде лишения специального права в случае назначения его лицу, ранее лишенному того же специального права.
КоАП Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2003 года N 328-О и от 20 ноября 2003 года N 416-О). Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с его положениями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В единой системе законодательства по административным правонарушениям КоАП находится на первом месте, затем следуют законы субъектов.
Организационно-регулирующая цель предполагает установление оптимального механизма взаимодействия всех предполагаемых субъектов права, координации их усилий для достижения основной цели соответствующего законодательства.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Охранительная цель правового регулирования заключается в обеспечении защиты прав и законных интересов лиц и предполагает постановку задач по определению мер ответственности. Иными словами, в случае совершения правонарушения должны работать меры государственного воздействия.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В Кодексе предусмотрена административная ответственность юридических лиц. Это вызвано, прежде всего, изменениями социально-экономической структуры нашего общества. Кодекс исходит из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностью не только физических, но и юридических лиц.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
1.2. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности.
Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела.
Меры властного принуждения (в том числе и меры физического воздействия) установлены, в частности, законодательством об экспортном, валютном, таможенном, налоговом контроле.
КоАП Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Союза ССР и союзных республик, и длиться не более трех часов.
Тем самым защита общественной нравственности признается в качестве одной из приоритетных задач федерального законодательства в целом, в том числе КоАП и других федеральных законов, регламентирующих меры административного принуждения.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.