Понятие нормативного акта и нормативного правового акта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие нормативного акта и нормативного правового акта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права [1].
Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни.
Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с их распространением на территории государства.
Содержание:
2.9. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
Под источниками права понимаются источники права в материальном и формальном смысле. Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права. Наиболее распространенными формами права считаются: нормативно-правовые акты, судебный прецедент, религиозные нормы, правовой обычай, традиционное право.
Правовой обычай обладает еще большими недостатками, такими как: относительная неподвижность, неопределенность, локальный характер. Нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.
Данный пример может быть квалифицирован как 1) уголовное преступление 2) административный проступок 3) дисциплинарный проступок 4) гражданско-правовое правонарушение 4. Сторож автостоянки уснул на посту, что позволило ворам угнать две машины.
Правовые позиции Суда по вопросу о роли преамбулы были определены уже в первые годы его деятельности. Перечень судебных решений открывает постановление от 13 марта 1992 года «О проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской… Последнее обстоятельство диктует необходимость рассмотрения отличия нормативного от ненормативного правового акта, а также определить назначение каждого из них. Разграничение это имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Поскольку закон — это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е.
Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства.
Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Связанные с ним трудности коренятся не только в специфике ряда правовых актов, в которых нормативные предписания теснейшим образом переплетаются с ненормативными распоряжениями, не только в том, что не существует абсолютного и исчерпывающего отграничения вопросов, регулируемых ненормативными актами, но и в том, что нормативные акты имеют много общего с ненормативными.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.
Нормативные акты классифицируются по следующим критериям:
- по сфере деятельности:
- внутренние;
- внешние;
- по видам;
- по способу оформления и придания юридической силы:
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях.
Иначе говоря, без четкого разграничения данных видов правовых актов нарушается целостность, системность и стабильность законодательства, иерархичность правовых актов сообразно их юридической силе, вносится хаос в правовую жизнь, позволяя любому государственному органу принимать как нормативные, так и ненормативные правовые предписания.
В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.
Особенности нормативно-правовых актов содержат в себе характеристики нормативно-правового акта и звучат следующим образом:
- Нормативно-правовые акты всегда имеют адресата;
- Нормативно-правовые акты могут существовать только в гармонии с другими законами и соответствовать Конституции;
- Нормативно-правовые акты издаются только уполномоченными органами власти
Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
Особенности нормативно-правовых актов содержат в себе характеристики нормативно-правового акта и звучат следующим образом:
- Нормативно-правовые акты всегда имеют адресата;
- Нормативно-правовые акты могут существовать только в гармонии с другими законами и соответствовать Конституции;
- Нормативно-правовые акты издаются только уполномоченными органами власти
Нормативно-правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулирующей значимостью не обладают.
Органы европейского правосудия, под которыми понимаются Европейская комиссия по правам человека (до вступления в силу Протокола 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) и Европейский суд по правам человека, широко используют толкование преамбулы правового акта в качестве одного…
Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные акты. Все они имеют свою юридическую силу, которая определяет пределы действия нпа по времени, на определенном пространстве, по кругу лиц. В России сила нормативных актов имеет такую иерархию: 1.
Нормативно-правовой акт — это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений.
Новгород, 2008. С. 93—97; Хайретдинова М.Д. Законодательная дефиниция(проблемы теории и практики): автореф. дис… канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008; Власенко Н.А. Правила составления дефиниций / Н.А. Власенко, А.В. Стародубцев // Юридическая техника: учебное пособие по подготовке законопроектов и иных нормативныхправовых актов органами исполнительной власти / под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А.
Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан .
ФЗ принимается абсолютным большинством голосов, а ФКЗ – квалифицированным (не менее 2\3 голосов депутатов Государственной Думы и 3\4 голосов членом Совета Федерации).
Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.
Не тот ответ, который тебе нужен?
Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).
В-третьих, если законы обладают высшей юридической силой, то подзаконные акты по своей юридической силе уступают законам, подчинены им, отменяются и перестают действовать при их противоречии или несоответствии законам.
Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками.
Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).
Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правом на издание нормативно-правовых актов наделены органы, специально указанные в законе.
Почти исчерпывающий по состоянию на 1 марта 2009 года перечень работ по этой проблеме см.: Техника правотворчества. Ретроспективный библиографический указатель /авт. предисл. и сост. В.М. Баранов. М., 2010. Только в последние пять лет опубликованыследующие глубокие и неординарные исследования; Ведяхин В.М. Факторы формирования и реализации принципов права. Законы принимаются высшими представительными органами как Федерации, так и ее субъектов, или референдумами.
Тема актуальна тем, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.
Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.
Ю.Г. Арзамасова. М., 2007.С. 37—49; Принципы права: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. СПб., 2007; Скурко Е.В. Принципы права. М., 2008; Ершов В.В. Юридическаяприрода общих и гражданско-правовых принципов: автореф. дис… канд. юрид. наук.М., 2009; Давыдова М.Л. Теоретические и методологические проблемы понятия и состава юридической техники: автореф. дис… д-ра юрид. наук.
В РФ существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно, прежде всего, деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).