Краткая правда пространная правда сокращенная правда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Краткая правда пространная правда сокращенная правда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Каждый из нас наверняка еще со школьной скамьи слышал о таком эпохальном документе. Но многие задаются вопросом: почему Русская Правда является проявлением мудрости Ярослава, и каким образом она способствовала стабилизации жизни социума в зарождающемся правовом государстве?
Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки — закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но документ обозначен термином «Правда».
Содержание:
«Русская правда. Устав. Поучение»
Большая часть его норм была заимствована из продолжавшей использоваться устной системы права, но в составе Домениального устава эти нормы меняли и ограничивали свою функцию применительно к правовой защите княжеского господского хозяйства.
Однако, как следует из текстологического анализа КП и Пространной редакции Русской Правды (далее — ПП), законодательная деятельность братьев имела место еще при жизни отца (Стратонов И. А. К вопросу о составе и происхождении Краткой редакции Русской Правды. Казань, 1920. Отд. отт.; Зимин А. А.
Древнейшим источником любого права, в том числе и русского, является обычай , то есть такое правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло в привычку людей. В родовом обществе не было антагонизмов, потому обычаи соблюдались добровольно. Отсутствовали специальные органы для охраны обычаев от нарушения.
Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев « дав им Правду и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите» За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды. Имеются только сравнительно поздние списки в составе различных сборников и летописей. Чаще всего списки Русской Правды соседствуют с церковными правовыми текстами.
Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в.
Русская Правда во многом опирается на христианские прописные истины, но такой свод правил более усовершенствован и детализирован.
По мнению большинства исследователей, она относится к значительно более позднему периоду, чем другие редакции, к XVI—XVII векам, и представляет собой сокращение из Пространной.
Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи
В. П. Любимов отметил при их описании, что Академический список является более исправным, хотя в нем отмечается порча некоторых слов. Археографический список имеет значительное число испорченных мест (Правда Русская. Подготовили к печати В. П.Любимов, Н. Ф. Лавров, М. Н. Тихомиров, Г. Л. Гейерманс и Г. Е. Кочин. Под ред. Б. Д. Грекова. М.-Л., 1940, т. I. Тексты, с. 32).
В частности, в «Правде Ярослава» кругом ближайших родственников ограничивается архаич. право кровной мести. В «Правде Ярославичей» большое внимание уделяется защите княжеского хозяйства и княжеских людей. В качестве наказаний предусматриваются денежные штрафы, а за самые тяжкие правонарушения – расправа на месте преступления.
Под суровое наказание подпадали также поджог, конокрадство. За такое преступление человека, признанного виновным, могли даже выселить с семьей, конфисковать все имущество. До появления этого нормативного акта такие преступления вообще оставались безнаказанными. Поэтому значение Русской Правды тяжело переоценить. Именно она способствовала зарождению настоящего правового государства.
Мономаха, принятый вскоре после его вокняжения в Киеве в 1113. Статьи «Устава» посвящены долговым вопросам и правовому положению закупов – свободных людей, оказывавшихся в зависимости после взятия ими кредита – купы.
Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах
К варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, баварский и некоторые другие юридические сборники. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно и принято в русскоязычной литературе (по аналогии с Русской Правдой).
Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.
Именно после выхода в свет этого правового и исторического акта Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». Это первый сборник, который содержал кодекс уголовных, правовых, гражданских, семейных, процессуальных и административных норм. Именно по нему мы узнаем о традициях и обычаях наших предков.
Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .
Термин «уголовный» пришел к нам еще со времен Киевской Руси. Древнерусское слово «головщина» обозначало убийство.
Сокращённая Правда представляет собой памятник, возникший в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Киевское государство прекратило своё существование. Но по-другому сложилась судьба его правовой системы, его законодательства. Оно продолжало действовать и в тех государствах, на которое распалась Древняя Русь. В них создавались свои законы.
Русская правда не рассматривала. Русская правда (Краткая редакция)
Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей — Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха.
Л. Дювернуа, С. В. Ведров, В. О. Ключевский, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин, Я. Н. Щапов и другие). Верным представляется первое мнение. ПП была издана, вероятно, в киевское великое княжение Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) или Мстислава Владимировича Великого (1125-1132).
Название памятника отлично от европейских традиций , где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки — закон , законник .
Касаясь княжения Ярослава Мудрого, его сыновей и Владимира Мономаха я уже упомянул Русскую Правду, но не чего не сказал об этом памятнике древнерусского права.
Русская Правда имеет большое значение для изучения феодальных отношений и социальной структуры Киевской Руси. Поэтому рассмотрим этот важный исторический документ подробнее.
Прослойка холопов была довольно значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко была распространена торговля рабами: захваченных в плен русские князья продавали в Византию, восточные страны. Однако значение рабского труда в экономике в целом было невелико.
Осн. наказанием определялась выплата виры – судебного штрафа в пользу князя. Если в случае убийства конкретный виновник был неизвестен, то общность («вервь»), на территории которой было обнаружено тело жертвы, выплачивала т. н. дикую виру (т. е. коллективный штраф, платившийся совместно всеми членами верви).
Русская Правда, стр.68). Но это понятно, если считать, что речь идет, как в документе 1229 г., о княжеских холопах.
До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.
По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.
Выпишите названия денежных единиц Киевской Руси XI-XII вв., составьте сравнительную таблицу их «стоимости».
Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество.
«Глаза держать книзу, а душу ввысь»
В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.
Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.
Продажа — штраф за другие уголовные преступления — нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др.
Статьи из Краткой Правды, имеющиеся в Сокращенной Правде, ближе к Краткой Правде, чем статьи Пространной Правды.
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории.
При составлении так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды (ст. 1-17 КП) из уже существовавшей правовой системы были избраны те нормы (об убийстве, ударах, увечьях, нарушении права собственности, бегстве зависимых людей), которые были необходимы для осуществления цели издания этого первого писаного судебника.
Ключевский считал, что Русская Правда возникла в церковной среде, не имеет самостоятельного значения как памятник древнерусского законодательства, а лишь является из дополнительных статей к Кормчей книге — своду церковных законов. Доказательством церковного происхождения Русской Правды Ключевский считает отсутствие в ней статей посвящённых судебному поединку — полю.
7. Характеристика «Русской правды»
Замечательна еще одна особенность Сокращенной Правды: в ее тексте пропущены почти все статьи Пространной Правды, заимствованные из Краткой Правды.
При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти «старцы», очевидно, избирались на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возрастала. Вече центральных городов отдельных земель стало призывать на правление и изгонять князей.