Право на самооборону в международном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на самооборону в международном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По этой причине в решении проблемы обеспечения международного мира и безопасности вопрос определения оснований для самообороны является одним из основных.

Наконец, порядком подзабыто то, что Устав ООН допускает применение силы еще и против «вражеских государств», то есть тех, кто нес ответственность за развязывание Второй мировой войны.
Идея проведения военных операций, в том числе в рамках института самообороны, против террористов в западноевропейской правовой традиции основывается на двух постулатах: 1) для борьбы с преступностью недопустимо применять вооруженные силы, это сфера действия правоохранительных органов.

Значение термина Самооборона В Международном Праве в Энциклопедии Юриста

Результатом такой ситуации по всей видимости будет уничтожение человеческой цивилизации на земле. Иначе говоря, альтернативы сотрудничеству великих держав — постоянных членов Совета Безопасности в деле поддержания международного мира, очевидно, нет.
Последнее государство может, конечно, прибегнуть к самообороне, но система коллективной безопасности в этой ситуации становится столь же беспредметной, как и в первом случае.

В Стратегии национальной безопасности США 2002 и 2006 гг. предусматривается возможность превентивного применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом и против государств, поддерживающих терроризм. США ссылались на своё право на самооборону также в качестве оправдания для проведения военной операции в Афганистане.

Составной частью принципа не применения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы.

Это обстоятельство признается даже теми исследователями, кто относится к лагерю сторонников расширительной трактовки самообороны. Так, Дж.

Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

А вот вооруженное нападение США и Великобритании под эгидой НАТО на суверенное государство Ирак 20 мар­та 2003 г. без резолюции Совета Безопасности ООН вопреки Уставу ООН, стало быть, и принципам и нормам междуна­родного права, продемонстрировало всему миру их попытку господствовать с точки зрения права силы в международных отношениях.

В последние несколько десятилетий произошла трансформация концепции безопасности от реагирования на акты агрессии и нападения к превентивным мерам и расширение понимания права на самооборону.

Впервые принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях был закреплен в пункте 4 статьи 2 Устава ООН. В соответствии с данным принципом запрещается не только агрессивная война, но и другие формы применения силы, несовместимые с целями ООН.

Эти заявления госсекретаря США британским властям приняты как точное описание обычного права на самозащиту.

Самооборона в международном праве

При этом логика в плане системы коллективной безопасности в соответствии с Уставом ООН вполне четкая и определенная: мир неделим, «малые» вооруженные конфликты и «малые» войны в конечном итоге провоцируют «большую», мировую войну.

Ст. 51 Устава ООН гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
Ситуация существенно изменилась после первой мировой войны, когда государства осознали необходимость поставить применение силы вне закона.

Основу нормативного материала составиляют соответствующие межгосударственные договоры и внутригосударственные правовые акты.

Некоторые комментаторы полагают, что эффект Статьи 51 только, чтобы сохранить это право, когда вооруженное нападение происходит, и что другие акты самозащиты запрещены статьей 2 (4). Более широко проводимое мнение — то, что статья 51 признает это общее право и продолжает устанавливать процедуры определенной ситуации, когда вооруженное нападение действительно происходит.

РАЗВЯЗАННЫЙ нынешним грузинским руководством в августе 2008 года вооруженный конфликт на Кавказе — хрестоматийный пример противоправного применения вооруженной силы одной стороной и законного с точки зрения международного права — другой.

В. Шармазанашвили [26]. Среди белорусских ученых вопросы самообороны исследовали Е.Ф. Довгань [8] и Л.В. Павлова [14]. Данная тема не раз становилась предметом обсуждения в международных организациях [1, с. 68-73; 47, с. 58].

В то же время ничто в определении агрессии не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава ООН, включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным (ст. 6).

Настоящая статья посвящена вопросу, который вызывает наибольшие споры как среди отечественных, так и среди зарубежных исследователей: можно ли в соответствии с действующим международным правом применить силу в порядке самообороны до того, как произойдет вооруженное нападение на государство?

Важное влияние на ход исследования оказал представленный в СБ ООН в 2000 году группой ученых под руководством Лахдара Брахими всесторонний анализ полувековой деятельности ООН по поддержанию международного мира и безопасности, известный также как Доклад Брахими. В нем содержался ряд рекомендаций и предложений по усовершенствованию работы Организации.

Актуальность темы исследования. Вопрос применения (или, точнее, ограничения применения) силы был и остается одним из важнейших в современном международном праве. Устав ООН обязывает государства воздерживаться от применения силы или угрозы силой.

Несмотря на указанные нормы Устава ООН, до сих пор отсутствует всеобщее согласие относительно различных аспектов применения силы или угрозы силой, и тем более относительно практического применения норм, регулирующих применение силы.

Конечно, как уже отмечалось в главе 1, можно задаться вопросом: как быть, если предусмотренная Уставом ООН система коллективной безопасности не действует или малоэффективна? Ответ один; в плане юридическом становится беспредметным и бессмысленным рассмотрение любых положений Устава ООН, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, в том числе и положений ст. 51.

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решения Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).

Сохранение мира и развязывание новой мировой войны опять становятся первоочередной задачей международного сообщества под эгидой ООН.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Международное право

Но в новых геополитических условиях происходит усиленная дискуссия о необходимости расширения международно-правовых параметров права на военную самозащиту. Разновидностью применения силы национально-освободительным движением, которую также признавала отечественная доктрина, может быть вооруженная борьба движения, преобразовавшегося в законное и полноценное правительство, за восстановление юрисдикции над территориями, контролируемыми силами, противостоящими центральному правительству и претендующими на полную независимость.

Оказание помощи в рамках коллективной С. может приобретать различные формы – от военных поставок до непосредственных вооруженных действий против гос-ва-агрессора. В отношении начала, осуществления и прекращения вооруженных действий на основе коллективной С. действуют все правила, обязательные для индивидуальной С. Гос-ва имеют право на С. независимо от того, являются ли они членами ООН.

Существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии определяет Совет Безопасности (СБ) (ст. 39 Устава), давая при этом рекомендации или принимая решения о мерах, которые следует предпринять (с использованием вооруженной силы или без ее применения) для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Нормы права ст. 5 Резолюции об определении агрессии подтверждают, что никакие соображения политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии (ст. 1). Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность (п. 2).

Только в 1970-х годах было чётко дано определение условий, при которых государство может воспользоваться своим правом на самооборону. Этим условием как раз и стало вооруженное нападение. В 1990 году при нападении Ирака на Кувейт, последний, что вполне логично в данном случае, воспользовался своим правом на самооборону, а Совбез ООН принял этот факт к рассмотрению.

Необходимо отметить, что перечень сторонников иного, расширенного, взгляда на субъектный состав лиц, против кого государствам можно применять самооборону, достаточно внушителен и авторитетен.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.

Самооборона В Международном Праве

Действительно, одним из объектов преднамеренного нападения грузинских войск было российское подразделение в составе Смешанных сил по поддержанию мира.

Согласно международному праву, государства могут обращаться к военной силе в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения на них, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН сам не примет необходимых мер. Кроме того, в Уставе подчеркивается «незыблемость» этого права, которое признается неотъемлемым.

Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права… 1970 г.).

Структура диссертационного исследования организована в соответствии с поставленными целями и задачами и состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

При всём при этом США аргументировали своё поведение той самой статьёй Устава ООН о праве на самооборону.
Маленькая, но гордая страна Никарагуа в результате подала в Международный суд иск против США. И что самое удивительное, выиграла его. Суд постановил, что США действительно нарушили ряд норм Устава ООН, и назначил американцам наказание — выплатить Никарагуа материальную компенсацию.

Очевидно, что положения этой статьи весьма сложны в плане их толкования и применения. Добавим, что официального их толкования и международным сообществом государств в рамках Организации Объединенных Наций или вне таких рамок не существует.

Но США стремятся создать монопо­лярный мир вопреки основным принципам международного права. В этих целях НАТО в нарушение основных принципов международного права искусственно создает очаги вооружен­ных конфликтов рядом с границами своих геополитических, как они нас всех называют, противников.

Международное гуманитарное право ( МГП )

Международное гуманитарное право: понятие, источники (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны).

А.Н.Туполева в 2006 и в 2007 годах, а также на международной конференции, проходившей в КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина в 2007 году, посвященной памяти Д.И. Буква Устава ООН прямо определяет две ситуации правомерного применение вооруженной силы: это коллективные действия для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 42) и осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону в ответ на вооруженное нападение (ст. 51).




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *