Органы публичной власти реализующие гражданскую правосубъектность государства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы публичной власти реализующие гражданскую правосубъектность государства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Казну (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) образуют средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Гражданская правосубъектность муниципальных образований

Все эти публичные образования, выполняющие государственные и иные публичные функции, имеют также и гражданскую правосубъектность.

Органами, практически осуществляющими гражданскую правосубъектность от имени всего государства (Российской федерации) и субъектов Рф, являются в рамках их компетенции Правительство, его органы; по имущественным вопросам – главным образом финансовые органы, охватываемые понятием «казна».

В данной работе мне представляется целесообразным рассмотреть как общее понятие о правосубъектности государства, так и отдельные особенности его участия в конкретных гражданских правоотношениях. Ведь именно в них проявляется отличие государства как субъекта гражданского права от граждан и юридических лиц, обусловленное характером его правосубъектности в целом.

А.Корсаков), институт социальных благ, оказываемых гражданину — потребителю этих благ (З.С.Попова), и даже общество взаимного страхования, которое страхует гражданина-участника общественного договора от негативных общественных рисков путем предоставления социальных гарантий и льгот (Д.И.
Публично-правовые образования являются самостоятельными субъектами гражданского права, существующими наряду с физическими и юридическими лицами.

Гражданская правосубъектность публично-правовых норм

Действия органов вла- сти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров.

ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица.

С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

Еще по теме § 7. Гражданская правосубъектность публичных образований:

Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно — административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия.

В результате ДТП 3 группа инвалидности, 60 % потери трудоспособности, предстоит 2 операции на позвоночнике, по таблице потери здоровья -68%. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти.

Именно с этой точки зрения — с позиции соотношения государства и государственного органа рассматривал вопрос правосубъектности С.Н.

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

От имени государства и публично-правовых образований действуют государственные или муниципальные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица.

Фактически данная норма устанавливает возможность участия органов государственной власти в гражданских правоотношениях независимо от того, обладают они статусом юридического лица или нет. Однако, думается, было бы ошибочно распространять это право на любые правоотношения указанных публичных органов, связанные с реализацией имущественных прав.

Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами выступают также публично-правовые образования.

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права.

В соответствии со ст. 126* ГК РФ, все три подразделения публичных образований (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), выступающие в качестве казны, не отвечают по обязательствам друг друга и по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, когда один в отношении другого принял в установленном порядке гарантию (поручительство).

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте.

Тема 6. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Тем не менее, поскольку государство не относится ни к физическим, ни к юридическим лицам, гражданская правосубъектность государства не может быть тождественна правосубъектности лица и должна отражать его особенности как особого субъекта гражданского права.

Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота, прежде всего в вопросах имущественной ответственности, они уравниваются с юридическими лицами частного права (в частности, при их неплатежеспособности в отношении юридических лиц публичного права открываются процедуры банкротства) <1>.

Что касается городских и сельских поселений и других муници- пальных образований, то они осуществляют функции местного само- управления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем не могут считать- ся государственными образованиями. Органы местного самоуправле- ния не входят в систему органов государственной власти.

Слайд 3: Понятие субъекта публичного права

Это означает, что они не вправе использовать здесь ни- какие свои властные полномочия по отношению к другим участни- кам (контрагентам).

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях.

Приказ Минфина России от 07.02.2020 N 18н «О внесении изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г.

Н. Юридические лица в советском гражданском праве // Ученые труды. Вып. XII. Изд-во юстиции СССР, 1947. С. 167 — 168.

Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений

Ряд ученых полагают, что публично-правовым образованиям (государству, государственным и муниципальным образованиям, органам государственной власти) не нужно обладать статусом юридических лиц для участия в гражданских правоотношениях в силу присущей им универсальной (общей) правоспособности <3>.

Любые сделки и юридические действия, совершенные органом, в любом случае являются сделками и юридическими действиями непосредственно государства.

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права.

Основные черты. Российская Федерация — государство (в составе всех своих подразделений), отличающееся суверенностью, целостностью и призванное осуществлять функции публично-правового характера — организованность, безопасность, обороноспособность страны, устойчивое и восходящее развитие всего общества. Субъекты РФ — политические образования, имеющие в пределах Конституции свойства суверенности.

Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с юридическими и физическими лицами.

В настоящее время по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников.

Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований. Специальную правоспособность государства стоит учитывать при толковании установленных законодательством полномочий государственных органов, и при подготовке новых законов — публично-правовым образованиям и их органам не должны предоставляться гражданские права, осуществление которых вступает в противоречие с задачей по выражению и защите общественных интересов.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

В рамках данной трактовки возможно толкование, будто органы, действуя от имени государства, выступают как доверенные лица, поверенные. Это, в свою очередь, предполагает недееспособность государства (так как нуждается в представительстве, чтобы участвовать в гражданском обороте), что противоречит гражданскому законодательству.

Он действительно является таковым, поскольку компетенция его содержит в себе права и обязанности государства по отношению к объектам подчинения.

Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осущест­вляют иные уполномоченные на то органы.

К их гражданско-правово- му статусу применяются нормы, определяющие участие в имущест- венном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из за- кона или из особенностей статуса данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Слайд 7

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).

Принадлежащие им права собственности публично-правовые образования реализуют в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия.

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы).




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *