Прокурор на стадии возбуждения уголовного дела
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокурор на стадии возбуждения уголовного дела». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Последние изменения, произошедшие в УПК РФ, привели к корректировке процессуального статуса прокурора в досудебном производстве. Существенно изменен процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, которое теперь возбуждается без согласия прокурора.
В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на проблемные вопросы, вызванные несовершенством законодательства.
Отдельные авторы считают, что отсутствие у прокурора права самостоятельно принимать решения по сообщению о преступлении ориентирует его на активизацию надзорной деятельности <2>. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения.
Содержание:
Действия прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела
Подробно рассмотрим проблему отсутствия у прокурора права самостоятельно возбуждать уголовное дело. Положение дел в российском законодательстве противоречит международному праву, противоречат международным Рекомендациям Комитета министров Совета Европы.
По всем уголовным делам, срок расследования по которым превысил три месяца по линии дознания и четыре месяца по линии следствия, рекомендуетсяпроведение прокурором оперативных совещаний незамедлительно и далее раз в две недели до окончания расследования.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей вопросы полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.
Г. Реализация прокурором принципа охраны прав личности на стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2007. С. 24.
В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела.
На стадии возбуждения уголовного дела прокурором обеспечивается качественная, тщательная проверка всех постановлений о возбуждении уголовного дела с точки зрения наличия повода и основания их вынесения, их соответствия иным требованиям действующего законодательства.
Правовое положение прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
В юридической науке вопрос об уголовно-процессуальной функции прокурора, как участника уголовного процесса на сегодняшний день, является одним из самых дискуссионных вопросов среди ученых-процессуалистов. И пристальное внимание их уделяется, именно отсутствию у прокурора права самостоятельно возбуждать уголовные дела.
Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
При отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору.
Методическое пособие на тему «Исследование западноевропейского исторического костюма XVIII века в России и народного русского костюма как источник вдохновения в мире современной моды».
Прокурор в стадии возбуждении уголовного дела
Стадия возбуждения уголовного дела занимает в досудебном производстве особое место. На данном этапе уполномоченным на то органам и должностным лицам надлежит проанализировать информацию о преступлении и принять процессуальное решение о начале предварительного расследования либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
При наличии материалов, указывающих на лицо, как на совершившее преступление, прокурор также должен ставить в постановлении вопрос перед органом следствия или органом дознания о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица. Вопрос об отказе от стадии возбуждения уголовного дела?
О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело Дубинский А.Я. Исполнение процессуальных решений прокурора. — Киев. 2011. — С. 209..
В связи с этим, бытует мнение, что в настоящее время прокурор на досудебном производстве участвует в осуществлении уголовного судопроизводства, но не осуществляет его [7, c. 17]. Однако получение следователем постановления прокурора с соответствующими материалами еще не предрешает положительное решение вопроса о возбуждении уголовного дела.
Согласие прокурора требуется при возбуждении уголовного дела по делам частного и частно-публичного обвинения.
Таким образом, данный вопрос так и остается дискуссионным среди ученых. Законодателю необходимо взвешенно подойти к вопросу о том, возвращать или нет, прокурору право самостоятельно возбуждать уголовные дела, и непременно изучить мнения опытных ученых-процессуалистов.
The article is devoted to the problem in modern Russia as the absence of the right to independently initiate criminal proceedings with the prosecutor. The authors disclose the role of the prosecutor in criminal proceedings. The article analyzes the legislative changes in the Code of Criminal Procedure of 2007 and 2010, affecting the powers of the prosecutor in criminal proceedings.
В науке уголовного процесса в настоящее время ряд авторов считают, что прокурор должен иметь право возбуждать уголовное дело. Так, например, Н.С.
По каждому аналогичному уголовному делу линии следствия в обязательном порядке рассматривается вопрос о внесении указанного требования.
Возбуждение уголовного дела является начальной стадией уголовного процесса, на которой полномочные органы государства или должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие основания для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Материальным выражением полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела являются исходящие от прокурора требования и принятые им решения, предусмотренные УПК РФ, оформленные, как правило, в письменной форме.
Полагаем, что в современных условиях сокращение гарантий обеспечения законности уголовного судопроизводства в виде сужения процессуальных полномочий прокурора необоснованно.
Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие — осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК).
Казалось бы, возбуждение уголовного дела — это более ответственное решение следователя, так как оно в дальнейшем влечет за собой самые серьезные правовые последствия: задержание подозреваемого, избрание меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого, привлечение лица в качестве обвиняемого и т. д.
и пути совершенствования законодательства
Гаврилова Галина Григорьевна — магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, Институт права Волгоградский государственный университет, г. Волгоград2) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.
Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела — установленного уголовно-процессуальным законом источника, из которого компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.
В то же время это целый комплекс процессуальных действий (процессуальная деятельность), совершаемых уполномоченными должностными лицами на основании нормативных требований УПК РФ, связанных с принятием сообщений о преступлениях, проверкой содержащихся в них сведений и вынесением решения по существу поступившего сообщения.
Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.
Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела
Одна из главных гарантий соблюдения прав и интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела — процессуальная деятельность прокурора.
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Постановления о возбуждении уголовных дел проверяются только с одновременным изучением материалов проверок, послуживших основанием для принятия решения в порядке ст. 146 УПК РФ. Результаты проверок отражаются в журнале учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, организация и порядок ведения которого определяются районным (специализированным) прокурором. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.
При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, не могут участвовать в производстве по уголовному делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
При осуществлении надзора на данной стадии подлежат исключению случаи необоснованной и немотивированной отмены постановлений о возбуждении уголовного дела, а равно случаи согласования незаконных процессуальных решений. Руководство органа расследования прокурором ориентируется на обязательность предварительной проверки в порядке ведомственного контроля постановлений о возбуждении уголовного дела.
Гриненко А.В. Постановление прокурора как повод к возбуждению уголовного дела // Законность, 2012. № 11.
Среди них 250 убийств, свыше 100 фактов умышленного причинения вреда здоровью со смертельным исходом, другие тяжкие преступления. И это еще далеко не все цифры укрытых преступлений <1>.