Биографический метод в психологии плюсы и минусы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Биографический метод в психологии плюсы и минусы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Система ведения дневниковых записей это первая система, которая была использована в детской психологии, и это начало научной детской психологии. Ещё в 1882 году, немецкий психолог представил записи, который отслеживали развитие его сына с первого дня его рождения до трёхлетнего возраста.
Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения». Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении.
Содержание:
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки.
Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования.
Так, например, известны результаты исследования Н. Я. Пэрны, в ходе которого выявлен волнообразный характер творческой активности личности [Пэрна, 1925]. Российский психофизиолог полагал, что жизненный путь гения представляет собой развертывание заложенного в человеке таланта, определяемое универсальными биопси- хологическими закономерностями существования.
Биографический метод — «Энциклопедия»
Возрождение интереса российских исследователей к психобиографическому методу наблюдается в публикациях двух последних десятилетий. Большая часть работ проводится в науко- ведческих целях при изучении биографий ученых [Ярошевский, 1993; Мошкова, 1989; Мошкова, 1994].
Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель.
Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными.
Таким образом удается не только содержательно восстановить ход событий в пространстве индивидуальной жизни личности, но и установить их эмоциональную значимость, насыщенность смыслом для личности, смысл результирующих моментов в этих событиях.
На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению.
Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько.
Описание жизненного пути человека, исходя из его биографии, дневников, писем, продуктах деятельности и др.
Исследование личности биографическим методом
Применение биографического метода позволяет решить задачу, заявленную С. Л. Рубинштейном, — «раскрыть человека во всех для него существенных связях и отношениях» [Рубинштейн, 1989, с. 286], а в русле историко-психологического исследования — проследить взаимосвязь предметно-логических, социальных и личностных детерминант научного познания.
В настоящую подшивку внесены понятия и категории, описывающие как военные исторические события, так и тот сектор политических явлений, которые связаны только с подготовкой к применению вооруженных сил, а равно и других силовых подразделений, формально не относящихся к армейским частям.
Предметом наблюдения может выступать: место, техника, природное явление, предмет и многое другое. Чем больше мы наблюдаем, тем больше информации мы впитываем об объекте, а именно наблюдая мы определяем свои желания и приоритеты. Это сложилось в человеке еще от природы: мы наблюдаем по телевизору хищника, а встретив его в жизни мы заранее знаем, что стоит бежать.
В настоящую подшивку внесены понятия и категории, описывающие как военные исторические события, так и тот сектор политических явлений, которые связаны только с подготовкой к применению вооруженных сил, а равно и других силовых подразделений, формально не относящихся к армейским частям.
Либо может возникать по различным критериям: специально заданному количеству параметров для достижения заданной цели или структурированное по внутренним убеждениям, возникшим без конкретной цели.
Яркий пример «устной истории» – работа рус. писательницы С. З. Федорченко «Народ на войне» (отд. части вышли соответственно в 1917, 1925 и 1983). В работах психолога Н. А. Рыбникова 1920–30-х гг., посвящённых изучению биографии, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении разл. социальных групп.
Часть вторая. Методы практической психологии
С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента – неестественности протекания психических процессов – был разработан естественный эксперимент. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя.
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемы посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
В этом смысле биографии отд. индивидов репрезентативны, т. е. в них наличествуют социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и т. п.
Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
Большая часть материалов, используемых в биографическом методе, сосредотачивается на конкретных действиях исследуемого человека. Основная мера – событие, максимально достоверное по своей сути. Наличие перед глазами психолога предпосылок, поступков, мотиваций и последствий позволяет ему проследить логику действий изучаемого и проанализировать, что могло повлиять на то или иное решение.
Действия и поступки зачастую не имеют ничего общего с чувствами и эмоциями, которые человек испытывает, а ведь они составляют важную часть психологического портрета. В.Попова (там же): у большого числа подростков, различающихся по типу одаренности (к математике, естественным наукам, иностранному языку и т.д.) с помощью опросника из 118 пунктов определялись некоторые личностные особенности и прошлая ситуация развития — по 13—15 шкалам.
Данному методу присуща субъективность, так как он рассматривает также и переживания человека, которые могут отражаться в различных дневниках, письмах и другом. Из-за высокой степени субъективности нарушается валидность и надежность данного метода.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ — I) изучение личности по имеющимся документам её биографии; 2) метод психологической науки: изучение истории личности с использованием субъективного и объективного анамнеза; 3) изучение уже не конкретной личности, а её типа путём анализа и обобщения ряда биографий людей, подобранных по определённому признаку.
Недостатки и преимущества метода:
Понятия, которые попадают в рубрику, исследуют две существующие сегодня науки — политэкономия и экономика. Различия между ними известны: одна оперирует таким понятием как "конец капитализма", вторая закрывает глаза и уши, не замечая такой проблемы и делая вид, что капитализм как форма производственных отношений и как общественное устройство будет существовать вечно.
Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть методов – из социальной психологии.
Рассмотрим достоинства использования биографического метода. По мнению Г. Ю. Мошковой, в отечественной психологии личности ученого существуют противоречия между теоретическими положениями и их воплощением в конкретных исследованиях [Мошкова, 1994].
Биографический метод — одновременно и генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода — подверженность прошлого ошибкам памяти — могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Значительное своеобразие веществ. источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным ист. прошлое человечества.
Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер).
Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.
Б. м. направлен на изучение и описание одной человеческой жизни, включая мир представлений и переживаний конкретной личности (в этом варианте Б. м. иногда называют автобиографическим).
В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»:
Применение биографического метода предполагает получение разнородной объективной информации, для чего используются различные формы автобиографической методики: опрос, интервью, тесты.
Биографический метод требует от человека погружения в прошлого – в собственное или чужое, не имеет значение. Человеческая память не может вместить в себя всего, поэтому некоторые данные могут быть искажены, что негативно отразится на итоговом результате.
В социологии переход от анализа индивидуальных биографич. нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах обеспечивается методологией изучения отд. случая (case study). Биографические опросники могут быть пенользованы, в частности, и для выявления психологических особенностей лиц, чья одаренность определялась другими способами.