Методы государственного регулирования внешней торговли
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы государственного регулирования внешней торговли». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Роль нетарифных методов регулирования стала стремительно возрастать после Второй Мировой войны, когда в результате многосторонних переговоров удалось добиться общего снижения таможенных пошлин в мире.
В успешных внешнеторговых стратегиях отечественных фирм заинтересована вся страна. Они приносят в национальную экономику валютную выручку и тем самым укрепляют национальную валюту, обеспечивают занятость населения и вносят свой вклад в экономический рост.
Содержание:
30. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций
Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров.
Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Регламентация внешней торговли в современной международной практике приобрела характерные черты, обусловленные основными тенденциями развития мировой торговли 90-х гг.
Современной практике известно множество методов государственного регулирования – долгосрочное прогнозирование и среднесрочное индикативное планирование, краткосрочное оперативное, которые обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции.
Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.
Пошлина является первым и часто единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны. Целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.
Методы государственного регулирования внешней торговли товарами
Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.
Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих «добавленную стоимость». Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.
Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во- первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) — к товарам отечественного производства.
В пользу существования таможенных тарифов высказано немало аргументов, как в западной, так и отечественной литературе.
Этот акт содержит базисные условия поставок товаров. Экспортные сделки регламентируются также и Конвенцией ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров».
В числе экономических методов регулирования внешней торговли находятся и международные картели — монополистические объединения экспортеров, которые контролируют объемы производства и ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен.
Соединенные Штаты активно пользуются этим инструментом – в стране введены квоты на табак, мясо и другую продукцию.
В числе экономических методов регулирования внешней торговли находятся и международные картели — монополистические объединения экспортеров, которые контролируют объемы производства и ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен.
В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.
К товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, применяются два основных метода: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование.
46. Принцип регламентирования расчетов с госбюджетом со стороны экспортеров
Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Термин «нетарифные ограничения» охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. Иными словами, он объединяет разнообразные препятствия для импорта и экспорта.
Государственное регулирование внешней торговли товарамипредполагает участие публичной власти в процессе установления правил перемещения через таможенную границу товаров.
Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных изменений в экономике. Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров.
Таким образом, фактический уровень защитного тарифа (the effectiv rate of protection) в отдельной отрасли определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.
Еще одним аргументом в пользу таможенно-тарифной системы, выдвигаемого ее сторонниками, является тезис о благотворной роли этой системы для сохранения уровня занятости.
Экспортные субсидии — это льготы экономического порядка, которые предоставляются государством своим экспортерам для расширенного вывоза товаров за границу.
Государственное регулирование внешней торговлей может быть односторонним — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли…
Они реализуются через финансово-кредитную и банковские сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговую систему, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государственного регулирования базируются на законодательной основе.
Величина таможенной пошлины зависит от двух факторов: существующей системы налогообложения и стоимости услуг таможни.
Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств — около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий — около 10%, машин и оборудования 7%.
Введению названных мер предшествует расследование, проводимое в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации. При этом такой ввоз должен сопровождаться нанесением существенного вреда отечественному производству (в том числе материального ущерба) либо угрозой такого нанесения.
Реже используются экспортные (вывозные) пошлины. Их роль состоит в сокращении экспорта определенных товаров или в искусственном повышении их цены. Этот вид пошлин также может использоваться для пополнения государственного бюджета. Вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией.
С целью защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут на определенное время устанавливаться особые виды пошлин, которые взимаются сверх обычных — ввозных.
Государственное регулирование внешней торговлей может быть односторонним — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование…
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. К ним относятся лекарственные средства, крепкие спиртные напитки, опасные отходы, осетровые виды рыб, средства защиты информации, лесоматериалы ценных пород и др.
По правилам ВТО величина компенсационной пошлины не должна превышать суммы полученной субсидии. По характеру происхождения пошлины подразделяют на две группы: – автономные, т. е. устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров).
По своей сути меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности есть конкретные запреты и ограничения, предусмотренные действующим законодательством. Именно поэтому Таможенный кодекс РФ оперирует таким понятием. Например, ст. 13 называется «Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу».
В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям).