Транспортные расходы в бухгалтерском учете торговля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы в бухгалтерском учете торговля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортные расходы не включаются в стоимость товара, а учитываются как самостоятельный вид прямых расходов.

Наверное, в наше время трудно найти организацию, которая вообще не имеет необходимости отражать транспортные расходы в бухгалтерском учете.

Перманентные процессы закупок и продаж, в которые вовлечено большинство коммерческих организаций, связаны с такими тратами практически неразрывно. Именно по этой причине, любому бухгалтеру, не желающему прослыть невеждой в профессиональных кругах, необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях учета этих операций.

Эта статья поможет читателю составить четкое и целостное понимание того, каким образом могут отражаться в бухучете издержки на транспортировку в разных случаях и какие первичные документы необходимо оформлять для их подтверждения в налоговых органах.

Оплата перевозки основных средств

Согласно пункту 8 ПБУ 6/01, все денежные средства, уплаченные за транспортировку приобретенных внеоборотных активов от поставщика, следует включать в первоначальную стоимость этих объектов.

Данное правило имеет одно исключение – это объекты, которые являются самодвижущимся механизмами, такими как, к примеру, бетономешалка или экскаватор. Так вот, если такой внеоборотный актив приехал к покупателю своим ходом, то деньги, заплаченные за перегон машины от продавца, включать в ее первоначальную стоимость не следует. В этом случае траты нужно отнести на тот счет, на котором ведется регистрация издержек по эксплуатации этого механизма.

Оплата доставки закупленного сырья и материалов

Пункт 83 Методических указаний по бухучету предлагает предприятиям 3 допустимых варианта регистрации сумм, израсходованных на транспортировку приобретенных материалов:

  1. Относить их на спецсчет 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  2. Открыть соответствующий субсчет к счету 10 «Материалы»;
  3. Включать стоимость доставки материалов непосредственно в их себестоимость.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете: что, как, зачем?

Некоторые из перечисленных расходов могут формировать фактическую себестоимость приобретенных товаров.

Таким образом в бухгалтерском учете в отношении торговых организаций применяется термин «заготовка и доставка товаров», расшифровка которого приводится в п. 6 ПБУ 5/01.

Сумма ТЗР, которая относится к выбывшим запасам, отражается на тех же счетах бухгалтерского учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие соответствующих запасов. Так, если поставщик оплачивает все транспортные расходы, то должен открываться специальный бухгалтерский счёт, который будет вести все траты на разгрузочные работы и расходы на перевозку продукции.

Таким образом, товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы в размере 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44/ТЗР).

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы. Так, способ включения затрат на транспортировку в себестоимость продукции является более трудоемким для бухгалтерии, а также может привести к возникновению ситуации, при которой себестоимость одинаковых товаров из различных партий будет иметь различную себестоимость единицы, что не всегда удобно.

В обязанности поставщика входит доставка приобретенной продукции покупателем на его склад, а в обязанности покупателя входит оплата в полном объеме стоимости продукции и транспортных расходов на ее доставку (величина стоимости доставки товара в условиях договора не прописана).

Отражение транспортно-заготовительных расходов на счете 44 ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44.ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44.

Второй вариант списания расходов позволяет более равномерно формировать себестоимость продаж. Поэтому он рекомендован торговым организациям с сезонным характером деятельности.

Все вышеперечисленные затраты необходимо учитывать в стоимость купленной продукции, приобретенных товаров.
Данный способ заключается в том, что все затраты организации по доставке товара следует учитывать в стоимости купленной продукции. Для этого применяют методику распределения затрат на транспорт между купленной продукцией, которая предварительно была закреплена в учетной политике организации.

Расходы, связанные с доставкой товаров и продуктов собственными силами торговой организации, учитываются на 44 счете «Издержки обращения» по соответствующей статье затрат (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.

Кроме того при налогообложении прибыли прямые расходы не списываются на себестоимость в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами на основе среднего процента транспортных расходов по отношению к общей стоимости покупных товаров.

Транспортные расходы разделены на два вида в связи с тем, что в учете они отражаются по разным правилам.

Кроме того при налогообложении прибыли прямые расходы не списываются на себестоимость в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами на основе среднего процента транспортных расходов по отношению к общей стоимости покупных товаров.

У организаций, деятельность которых связана с торговлей в розницу и оптом, затраты по доставке товаров в налоговом учете отражаются согласно специальному порядку.

Общее правило о порядке доставки товара при заключении договора поставки закреплено в п.2 ст.458 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Транспортные услуги: учет у заказчика

Согласно учетной политике предприятие учитывает ТЗР на товары А и Б прямым методом (база распределения — стоимость товаров). А для товаров В и Г предусмотрено распределение ТЗР по среднему проценту.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

По состоянию на 1 февраля остаток расходов на доставку товаров составляет 20 000 руб. В течение февраля «Гермес» израсходовал на доставку товаров еще 50 000 руб.

Как видите, степень детализации может быть разной — сколько субсчетов вводить и к каким группам запасов их создавать, предприятие решает самостоятельно.

Порядок учета транспортных затрат в обоих случаях будет существенно отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором — либо включит в цену товара, либо будет учитывать обособлено в составе расходов на продажу.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Если поставщик выделил НДС и выставил счет-фактуру (вместе с отгрузочными документами), то из стоимости партий товаров вычитаем сумму НДС и ставим ее к вычету (д19 д60 и д68.НДС д19).

Об обязательности наличия и заполнения всех реквизитов в документах, подтверждающих транспортные расходы, говорится и в Письме Минфина России от 28.01.2013 г. N 03-03-06/1/36. В частности, компания не может самостоятельно устанавливать в учетной политике форму транспортной накладной, в противном случае уже у покупателей могут возникнуть проблемы с подтверждением транспортных расходов.

Для торговых организаций в ранее действовавших Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утв. Роскомторгом 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга) был обозначен перечень транспортных расходов.

В данной ситуации доставка товара до склада покупателя осуществляется собственными силами продавца, стоимость доставки учитывается в стоимости товара, то есть не выделена отдельной строкой в договоре и, соответственно, отгрузочных документах.

Учет транспортных расходов в торговых организациях

Поскольку у такого поставщика в качестве отдельного структурного подразделения выделен транспортный цех, являющийся самостоятельным объектом учета затрат, для калькулирования стоимости услуг цеха применяется счет 23 «Вспомогательные производства».

Применение рассматриваемой нами статьи (ст. 320 НК РФ), распространяется только на расходы торговой организации по доставке товара на свой склад, если же производится аренда транспортного средства, то такие расходы относятся к материальным (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2007г.

С отражением транспортных издержек на доставку проданной продукции до покупателя все относительно просто: все связанные с такими перевозками затраты отражаются в течение месяца по дебету счета 44. В конце отчетного месяца итог полностью списывается в дебет счета 90 «Продажи», тем самым уменьшая базу налога на прибыль.

Документы, на основании которых ведется учет

Поскольку транспортные расходы оказывают влияние на налогооблагаемую базу предприятия, бухгалтеру следует особенно тщательно относиться к проверке наличия и правильности оформления первичных документов, подтверждающих эти затраты. Согласно разъяснениям, которые ФНС России дала в своем письме от 21.03.2012, для подтверждения расходов на перевозку груза автомобильным транспортом, налогоплательщику достаточно иметь хотя бы один из ниже перечисленных первичных документов:

  • Или ТТН (товарно-транспортная накладная, унифицированная форма 1-Т, является товаросопроводительным документом и передается покупателю вместе с грузом)
  • Или транспортная накладная (документ, подтверждающий заключение договора перевозки)

Использовать такой договор можно, если нужно избежать проблем с входным НДС, уплаченным в составе транспортных расходов. В этом случае, поставщик становится еще и агентом по отношению к покупателю, а покупатель соответственно принципалом. По общему правилу, агент получает вознаграждение за посреднические услуги, которое облагается НДС и налогом на прибыль.

Учет транспортных расходов в торговых организациях в налоговом учете

Порядок учета транспортно-заготовительных расходов нужно указать в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок списания транспортных расходов по доставке товара до покупателей четко в законодательстве о бухгалтерском учете не определен. Но, исходя из уже упоминавшегося принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности, списание этих расходов должно осуществляться в момент их фактического осуществления, во взаимосвязи с фактом реализации товаров, которые при этом транспортируются.

Каждая торговая организация ведет учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При различают два вида затрат на транспортировку товаров:

  • расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

В соответствии со ст. 320 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налогоплательщики, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы на реализацию (далее — издержки обращения) следующим образом.

Оплата перевозки основных средств

Бухгалтерский учет: дебет 44 кредит 10, 70, 69, 02 — доставка осуществлена собственным транспортом и дебет 44 кредит 60 (76) — доставка осуществлена с помощью привлечения транспортной компании. Так как транспортные расходы включаются в стоимость товара, то НДС начисляется со всей стоимости, указанной в договоре.

Торговая организация на ОСНО несет транспортные расходы до своего склада, а затем транспортные расходы до склада покупателя.Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете такие расходы и каков порядок принятия их в расходах по налоговому учету?Спасибо.

Например, начальное сальдо по дебету составляет 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета 44/ТР были отражены расходы в размере 70 000 руб.

Проводки по транспортным расходам на доставку товара

В таком случае расходы на транспортировку отражают на счете учета запасов (например, на счете 201 — при транспортировке сырья и материалов, 22 — если перевозимые активы являются МБП, 281 — при отражении расходов на доставку товаров) в составе их первоначальной стоимости. Отдельно стоимость таких расходов не выделяют.

Таким образом, в общем порядке, предусмотренном ПБУ 5/01, транспортные расходы должны учитываться в стоимости приобретенных товаров по дебету счета 41 «Товары». Однако это возможно только в том случае, когда первичные документы, подтверждающие осуществление транспортных расходов, появляются у покупателя одновременно с первичными документами на товар. Аналогичную позицию по вопросу подтверждения транспортных расходов выражает и ФНС России в Письмах от 15.05.2012 № ЕД-4-3/7984@ и от 21.03.12 № ЕД-4-3/4681@.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *