Принципы правового регулирования института оплаты труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы правового регулирования института оплаты труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников организации, но не менее 2 и не более 4%.
Однако его роль определяется правовым положением работодателя. Законодатель проводит четкое различие в способах определения системы оплаты труда в зависимости от вида финансирования организации.
Значение коллективно-договорного регулирования очень велико для организаций, действующих на основе самофинансирования. В этих организациях коллективно-договорные акты (коллективные договоры и соглашения) определяют систему заработной платы, конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов, устанавливают стимулирующие выплаты для работников.
Содержание:
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ТК РФ
Кроме того, согласно ст. 142 ТК РФ, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В период приостановлсния работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Согласно ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Воспользуйтесь навигацией ПО ПРЕДМЕТАМ в меню справа (для мобильных устройств меню находится внизу) или поиском по сайту.
В настоящее время частная собственность на средства производства значительно потеснила государственную собственность. Трудовые отношения складываются на основе постоянного внедрения в экономику страны рыночных принципов хозяйствования. В результате реальные отношения при найме и увольнении работников, условия оплаты труда формируются стихийно, зачастую противореча трудовому законодательству.
Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости.
Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные — в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.
Конечно, выбор таких графиков работы должен осуществляться в зависимости от особенностей оказываемых услуг, принятых режимов работы предприятия, категорий персонала, структуры рабочего времени и других факторов.
Принцип равной оплаты за труд равной ценности имеет первостепенное значение для регулирования заработной платы. Статья 22 Трудового кодекса РФ определяет обязанность работодателя обеспечить равную оплату за труд равной ценности. Как отмечали К. Н. Гусов и В. Н.
1.2 Принципы оплаты труда работников
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Регулирование оплаты труда производится на следующих уровнях: государственном, отраслевом (территориальном), на уровне предприятия.
Кроме того, стимулировать работников можно косвенно, предоставляя различные виды трудовых и социальных льгот: оплата проезда, предоставление бесплатного питания, медицинского обслуживания и лечения, выдача учебных пособий для повышения квалификации, предоставление оздоровительных путевок и др.
Статья 133 Трудового Кодекса имеет важное дополнение, которое внесено Законом о внесении изменений в Трудовой Кодекс — это привязка обеспечения МРОТ к размеру соответствующего бюджета. Например, МРОТ, который был установлен федеральным законом, обеспечивается следующими организациями:
- финансируемыми из федерального бюджета — это осуществляется посредством средств федерального бюджета, внебюджетных средств, включая средства, которые были получены в ходе предпринимательской и иной деятельности, которая приносит доход;
- финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации — они формируются за счет средств бюджетов этих субъектов, внебюджетных средств, включая средства, полученные от любой деятельности, приносящей доход;
- финансируемыми из местных бюджетов — такие средства формируются из средств местного бюджета, внебюджетных средств и иных источников, приносящих доход;
- другие — все прочие работодатели осуществляют это за счет собственных средств.
Статья 2 впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин «справедливые условия труда», который включает в себя три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.
Работник должен быть ознакомлен с коллективным договором и (или) локальным нормативным актом, если этим актом установлены системы оплаты труда, принятые у данного работодателя. В некоторых случаях, предусмотренных трудовым законодательством, трудовой договор приобретает значение основного регулятора в установлении заработной платы.
Оно зависит не только от профессиональных характеристик персонала, но и определяется отношением работника к труду, нацеленностью его на достижение общей цели, степенью вовлеченности в дела фирмы, приверженностью данному предприятию и т. п. При организации оплаты труда целесообразно учитывать и потенциальные, и реальные параметры качества труда персонала (рис. 6.1).
С развитием рыночной экономики в России возрастает роль договорного, прежде всего коллективно-договорного, регулирования оплаты труда на всех уровнях социального партнерства.
Перечисленные характеристики отражают потенциальное качество труда и, как правило, учитываются в перечне соответствующих видов работ, должностей и категорий персонала.
Говоря о юридических аспектах заработной платы, прежде всего, отметим, что нормы, связанные с оплатой и нормированием труда, составляют правовой институт Особенной части отрасли трудового права. Трудовой кодекс Российской Федерации использует два основных понятия, связанные с вознаграждением за труд: «заработная плата» и «оплата труда», — отдавая предпочтение второму термину.
Правовое регулирование оплаты труда
Однако, наемный характер труда не перестал быть таковым, сохранилось также отчуждение работников от продуктов их труда.
В рыночной экономике в отношениях между работником и компанией центральное место занимает обмен результатов труда наемного работника на совокупность всех видов вознаграждения, которые предоставляются компанией. Под вознаграждением понимается…
Следует отметить, что в Трудовом кодексе РФ не содержится положения, содержащегося ранее в КЗоТ о безусловном праве молодых людей в возрасте до 18 лет на равное вознаграждение с другими работниками без учета сокращенного рабочего времени, установленного для них.
Правовая организация заработной платы, создаваемая двумя методами — централизованным и договорным, — включает установление:
- 1) государственного минимума заработной платы и систематический его пересмотр в соответствии с изменением прожиточного минимума;
- 2) дифференциации в оплате труда через тарифную систему и в локальном порядке, в том числе путем надбавок и доплат;
- 3) на каждом производстве конкретных форм, систем и тарифов оплаты труда и размеров ее для каждого работника, а также норм труда и сдельных расценок.
2.1 Методы правового регулирования и их содержание
При установлении любой системы заработной платы за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности.
Конкретные системы и размеры заработной платы (включая системы материального поощрения) определяются в коллективно-договорном порядке или путем принятия локальных нормативных актов.
Согласно Конституции Российской Федерации одной из основных категорий гражданских прав и свобод является право на вознаграждение за выполненный труд. Это право пресекает любой вид дискриминации, а также устанавливает положение, что это вознаграждение не должно быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), который устанавливается федеральным законодательством.
МРОТ имеет гарантийный характер, так как выступает в виде социального стандарта. Он одновременно устанавливается на всей территории РФ федеральным законом.
Правило, которое прописано в части 1 статьи 133 Трудового Кодекса РФ, будет введено специальным федеральным законом, в котором должны быть прописаны порядок/сроки введения минимальной заработной платы в поэтапном режиме, так как подобную операцию невозможно провести одновременно во всех отраслях — этому препятствуют экономические причины.
Принципы права определяют общую направленность развития правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основополагающий принцип трудового права — принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности.
Сформулированные в комментируемой статье принципы конкретизируются в статьях отдельных институтов ТК, что обеспечивает единство трудового законодательства и правильное его применение.
Принципы и методы регулирования заработной платы
Основной обязанностью работодателя, закрепленной законодательно, является обязанность своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Кроме того, касательно определения заработной платы (оплаты труда), содержащегося в ст.129 ТК РФ, следует отметить, что его использование также нуждается в доработке, поскольку в последующих статьях можно обнаружить фактически два значения термина «заработная плата».
В соответствии с действующим законодательством организации имеют право самостоятельно устанавливать тип, систему оплаты труда, размер тарифных ставок и стимулирующих выплат, а также выплату заработной платы на основе должностных окладов. С другой стороны, доктор юридических наук, профессор Э.Г. Тучкова указывает, что «отказ от понятия «оплата труда» как системы отношений полностью соответствует ст.1 ТК РФ, законодательно закрепляющей виды общественных отношений, регулируемых ТК РФ. В то же время отождествление указанных выше понятий представляется необоснованным, поскольку эти термины обозначают разные явления.
Вторую группу образуют основополагающие принципы трудового законодательства, касающиеся фундаментальных трудовых прав работников: свобода объединяться и право на коллективные переговоры; искоренение всех форм принудительного труда и ограничение использования детского труда; обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работника и др.
Принципы, указанные в комментируемой статье, могут быть использованы в качестве специфического регулятора трудовых отношений, если существует пробел в трудовом законодательстве, т.е. отсутствует правовая норма, которую следует применить, например, при разрешении индивидуального трудового спора.
Право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства признано также за профсоюзами (ст. 370 ТК).
Следующим принципом является принцип дифференциации заработной платы в зависимости от количества и качества труда.
Принцип равенства также требует унифицированного подхода при определении размера заработной платы в соответствии с внутренними документами организации.
Одним из прав закрепленных Конституцией РФ ст.37 является право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В Российской Федерации на государственном уровне установлены основные принципы правового регулирования оплаты труда, базовые гарантии для работников и правовые меры защиты заработной платы. Государство регламентирует также условия оплаты труда работников бюджетной сферы.