Основные направления земельной реформы в современной россии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные направления земельной реформы в современной россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Этими нормативными актами была ликвидирована монополия союзного государства на землю; субъектами права собственности были признаны союзные и автономные округа, республики, автономные области и округа.
Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким либо другим образом отчуждаема.
Содержание:
«Земельная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы»
Работникам, выходившим из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства или выкупить акции.
В период с 1990 г. издается большое количество указов Президента РФ и правительственных правовых актов о порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределении земель между собственниками и пользователями земельными участками. Одновременно важное место среди законодательных предписаний о реализации земельной реформы стали занимать нормы ГК РФ (части первая и вторая).
Некоторые считают, что реформа продолжается, а лектор думает, что уже завершилась (законодательная база устойчивая, и вообще…).
Начало современной земельной реформе в Российской Федерации было положено законами 90-го года «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села».
Земельная реформа в РФ осуществляется с отставанием по срокам, не произошло кардинального повышения эффективности использования земли, качественного увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала. Причинами такого отставания является несоответствие оформленных в советский период прав на землю хозяйствующих субъектов новым, рыночным условиям.
В ходе земельной реформы в Российской Федерации произошли значительные изменения. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация более 100 млн. га земель. В итоге почти 12 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей.
Крестьяне, получив во владение землю, не могли пользоваться результатами своего труда. В 1921 г. военный коммунизм был отменен как неудавшееся направление построения социализма. Наступил период Новой экономической политики. Важнейшим документом при переходе от военного коммунизма к НЭПу стал Земельный кодекс РСФСР.
Земельным кодексом РСФСР 1991 г. было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения (без согласия трудового коллектива) колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем. Кроме того, у колхозов и совхозов изымалась часть земель в районный фонд для создания других фермерских хозяйств.
Однако представляется, что одной из причин затянувшихся дискуссий по земельному вопросу является отсутствие у россиян четкого понимания предмета спора.
Вместе с тем земельная реформа, по мнению Правительства РФ, не доведена до конца, поэтому им 26 июня 1999 г. была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы»6.
Третий этап экономических реформ на территории Российской Федерации (для новой России — первый этап) начался с земельной реформы, идеи которой, основные цели, принципы и механизмы проведения впервые были закреплены в Законах РСФСР от 23 ноября 1990 г.
На втором этапе осуществляются передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение граждан и юридических лиц.
Наоборот, был объявлен мораторий на куплю-продажу земельных участков сроком на 10 лет (в последующем этот вопрос мог быть пересмотрен Съездом народных депутатов квалифицированным большинством голосов или всенародным голосованием (референдумом)). Допускалась продажа земли или иное ее отчуждение только государству.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ
В работе показана динамика проведения земельной реформы в России, дана ее периодизация. Проанализировано и обобщено действующее земельное законодательство РФ и субъектов РФ. В работе обосновывается позиция о необходимости изменения целей и задач земельной реформы на современном этапе.
Современная аграрная реформа в России, начатая, как и другие на-правления рыночных преобразований, с 1991 г., традиционно для России планировалась и осуществлялась, как столыпинская и другие реформы, сверху.
Земельная реформа была направлена на повышение эффективности использования земель, укрепление прав субъектов на землю, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Осуществление земельной реформы создало новую социально-экономическую структуру землевладения и землепользования, которая на примере Ростовской области представлена в таблице 8.
Указанным Законом и Республиканской программой проведения земельной реформы, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г.
Из суммы мировых разведанных запасов на территорию Евразийского союза (ЕАЭС) приходится порядка 10–12 % пахотных земель [3].
Эти новшества и сейчас не нашли своей полной реализации и остаются весьма актуальными. По оценкам зарубежных специалистов, любая реформа может доказать свою эффективность только спустя 40-60 лет после начала ее реализации.
Этот Закон (как и все другие земельно-правовые акты) утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».
Показаны допущенные существенные просчеты в обосновании стратегических направлений и тактических решений в экономической реализации земельной собственности.
Законодательствопризнало субъектами права собственностисоюзные и автономные республики,автономные области и округа.
Необходима была реформа советского землепользования. 23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О земельной реформе». Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР (ст. 1).
Земельная реформа осуществлялась одновременно с аграрной, предусматривавшей создание нового уклада в сельском хозяйстве Российской Федерации — крестьянских (фермерских) хозяйств и реорганизацию колхозов и совхозов. Был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Он вводился в действие с 1 января 1991 г.
В учебной дисциплине наряду с основными положениями общей части земельного права обычно рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии.
Государство «содействует, — говорилось в Законе, — развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности» (надо полагать, на землю). Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется.
Возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам (по современной терминологии «реституция») не допускался, они могли получить земельные участки в собственность на общих основаниях. Исключалась также передача земельных участков в собственность иностранным гражданам.
Углубляющийся аграрный кризис в России не является результатом только становления рыночных отношений в аграрной сфере. Падение про-изводства сельскохозяйственной продукции в крупных коллективных хо-зяйствах, их тяжелое финансовое положение — результат 60-летнего гос-подства неэффективного в сельском хозяйстве крупного производства, держащегося лишь на массированной финансовой поддержке государства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее – великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. И Столыпин это осознавал.
Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений. Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования.
Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины – по крайней мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).
Еще по теме § 2. Земельная реформа в Российской Федерации:
Особые условия определены законодательством для реорганизации специализированных совхозов (рисо-, плодо-, овоще-, животноводческих). Они заключаются в том, что хотя земли и имущество, обеспечивающие производство данных видов продукции, составляют долевую собствен-ность работников и пенсионеров, но выделу при выходе из хозяйства в на-туре не подлежат.
Исследуя сложившиеся земельные отношения теоретически, можно, конечно, сформулировать пути дальнейшего развития сельской жизни. Однако несомненный научный и практический интерес представляет использование метода исторических аналогий.
Общетеоретические проблемы осуществления земельной реформы в РФ получили свое исследование в трудах , и ряда других авторов. Не остались без внимания и особенности проведения земельной реформы на региональном уровне.[4] Кроме того, отдельные аспекты проведения земельной реформы исследованы в работах , , и других. Сельское хозяйство не является саморегулирующейся хозяйственной системой. Все это объективно требует государственного вмешательства в ценообразование, налогообложение, кредитование, поддержку, установление паритета цен и т. д.
Похожие главы из других работ:
Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно поводимых и связанных между собой мероприятий. Рассмотрим основные направления реформ.
С конца 1906 года государство начало мощное наступление на общину. Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования.
Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка.
Работникам, выходившим из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имел такой возможности, то он обязан был выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.
До 1990 г. характерной чертой земельного законодательства СССР и РСФСР было закрепление в нем исключительной государственной собственности на землю. Частная собственность на землю отсутствовала, а основным видом прав на землю граждан и юридических лиц являлось право постоянного (бессрочного) и временного пользования.
Однако дискуссии по этому поводу чрезмерно политизированы и отвлекают внимание от решения реальных проблем, и от обсуждения важных вопросов об ответственности собственника перед обществом, о роли земли в системе национальных богатств, в воспроизводственном потенциале регионов.
Соответственно наука земельного права изучает земельные нормативные акты, их связь с нормативными актами других отраслей законодательства и правовыми системами иных государств, вырабатывает фундаментальные понятия (предмет, система земельного права, понятие, объект земельного правового отношения и др.).