Фз об органах судейского сообщества
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фз об органах судейского сообщества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.
Часть 2 ст. 3 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации»1 конкретизирует полномочия Съезда, связывая их с размером предполагаемого уменьшения — более 5%.
Содержание:
Об органах судейского сообщества
Председатель Совета судей Российской Федерации созывает Совет судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации и руководит их работой в соответствии с регламентом Совета судей Российской Федерации.
Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.
Основные задачи органов судейского сообщества определены в ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.
Данный принцип позволит создать некую систему «сдержек и противовесов» между председателями и коллективом судей, работающих в данном суде.
Избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях делегатов наибольшее количество голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.
Часть называемых и рассмотренных данным автором принципов отражена в Федеральном законе об органах судейского сообщества [2]: общие принципы — коллегиальность, гласность, соблюдение независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, специальные — выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Авторскими принципами, предлагаемыми Е. В.
Состав президиума формируется оргкомитетом по подготовке и проведению Всероссийского съезда судей. Президиум организует ведение съезда, координирует работу секретариата съезда и комиссий съезда. Остальные рабочие органы съезда избираются его делегатами открытым голосованием большинством голосов от числа делегатов, участвующих в пленарном заседании съезда.
Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества установлены Федеральным законом от 11 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.
Мандатная комиссия избирается для проверки полномочий делегатов съезда; проверяет достоверность протоколов конференций судей субъектов РФ по выборам делегатов съезда и кандидатов в Совет судей; выявляет нарушения норм представительства; ведет учет делегатов по стажу и классности, наличию у них государственных наград и почетных званий, ученых степеней и ученых званий. Закон допускает возможность созыва и проведения внеочередного съезда в случае, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.
Делегаты на съезд от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, федеральных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов — на конференциях судей субъектов Российской Федерации.
Идея создания судейской корпорации, которая обеспечивала бы самостоятельность судов и независимость судей, впервые была сформулирована в Концепции судебной реформы в Российской Федерации 1991 г.
Аналогичные положения содержатся и в европейских документах, регулирующих статус судьи и суда в современном демократическом государстве2. Различаются два вида подобных ассоциаций — национальные и международные (в том числе региональные3).
Этот орган не указан в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в качестве органа судейского сообщества, но он также, как и органы судейского сообщества, формируется судейским сообществом высших судов для выполнения функции защиты судей.
Приведены правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также Высшей квалификационной коллегии судей и Совета судей России. Использованы положения международных рекомендаций и стандартов в сфере правосудия. Книга предназначена, прежде всего, для правоприменителей судей, работников аппаратов судов.
Этот орган не указан в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в качестве органа судейского сообщества, но он также, как и органы судейского сообщества, формируется судейским сообществом высших судов для выполнения функции защиты судей.
Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.
Совет судей Российской Федерации
Соответствующим актом является Закон 2002 г. об органах судейского сообщества, в ст. 1 которого определено, что судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.
Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
В соответствии с положениями статьи 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
По поручению председателя Совета судей Российской Федерации его полномочия может осуществлять один из его заместителей.
Общее собрание судей суда и совет судей суда
Совет судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации, совет судей субъекта Российской Федерации в случае выявления признаков совершения судьей дисциплинарного проступка вправе провести проверку и направить в квалификационную коллегию судей обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
Вместе с тем данный Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации содержат и более конкретные нормы, закрепляющие, причем в императивной форме, отдельные полномочия Всероссийского съезда судей.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.
Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Регулирование деятельности органов судейского сообщества
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии».
Таким образом, создание данных органов было осуществлено лишь с целью персональной смены лиц, осуществляющих отбор судей и фактически прекращающих полномочия судей, действующих на тот момент Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ.
Таким образом, принцип независимости судей, как и принцип невмешательства в деятельность судей, перенесен и на организацию и деятельность органов судейского сообщества.
Законодательство об органах судейского сообщества в Российской Федерации
Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения его отставки в установленном законом порядке (там же, ст. 2).
Закреплен особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Судья имеет право на отставку — почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Законом о статусе судей независимость судьи гарантируется также предоставлением ему материального и социального обеспечения.
Судейское сообщество – это весь судейский корпус, но обладающий определенными организационными началами. Сообщество объединяет всех судей, как работающих, так и находящихся в отставке. Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.
Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.
ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА 2 страница
Совет судей Российской Федерации является выборным органом судейского сообщества, подотчетным только съезду.
Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Список использованной литературы
Первый опыт создания таких организаций в нашей стране относится к более раннему периоду, чем был принят соответствующий закон. В 1989 г. впервые был образован общественный Совет председателей народных судов г. Москвы. Но официальное создание органов судейского сообщества относится к 1992 г., когда был принят Закон «О статусе судей в Российской Федерации».
Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации.
Более детально правое положение органов судейского сообщества, в том числе в части реализации предоставленных им полномочий, определено упоминавшимся Федеральным законом применительно к отдельным их видам.