Руководитель следственного органа в уголовном процессе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Руководитель следственного органа в уголовном процессе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Такой необычный шаг привел к тому, что нормативно-правовые акты Следственного комитета РФ становятся предметом спора в судах.
The correlation to activity of the leader of the investigation organ and leader of the investigation group is concluded in that that they promote the decision of one problems, but different facility, methods and with miscellaneous position. Besides, these problems for each of they present the different degree first.
Содержание:
Полномочия руководителя следственного органа
Скорее всего, таким образом он подтвердил законность требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя как разновидности нарушения федерального законодательства. Правда, в этом случае последовательно было бы внести изменения и в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Но законодатель этого не сделал.
Действия следователя обжалуются в суд, который обязан рассмотреть поданную жалобу, принять по ней решение и известить о принятом решении заявителя.
Помимо этого руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений закона, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на такие требования и дает следователю письменные указания об их исполнении либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.
При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).
В единственном случае обжалование указаний вообще не допускается — если руководитель следственного органа согласился с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и дает следователю письменные указания об исполнении этих требований (ч. 4 данной статьи).
Key words: preliminary effect, leader investigation organ, coroner, production of the investigation, material of the criminal deal, organization of investigations, resolution of the coroner, operative-investigative under-division, processual control and checking the leader investigation extinguished, investigation group.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (о таком праве прокурора уже говорилось выше — см. п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК), следователь обязан предоставить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК), и только.
При утверждении обвинительного заключения он может возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УПК РФ
Как уже было отмечено выше, по действующему законодательству руководитель следственного органа наделен организационными и процессуальными полномочиями, которые распространяются на следователей, работающих под его началом.
Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).
При этом сам следователь не может обеспечить личную безопасность участников подобных следственных действий на случай возможного противодействия, вплоть до вооруженного, тем более что задержание подозреваемых в наше время все чаще приобретает черты боевого столкновения.
Полномочия руководителя следственного органа в уголовном процессе претерпели изменения в связи с реформированием правоохранительных органов и выделением Следственного комитета в отдельный орган, не подчиняющийся напрямую Прокуратуре РФ.
За законностью в действиях и решениях следователя продолжает надзирать прокурор. Его полномочия в отношении предварительного следствия значительно сократились. Тем самым следователь получил большую процессуальную самостоятельность. Часть полномочий прокурора осталась в законодательстве.
Взаимодействие руководителя следственного органа с другими участниками уголовного судопроизводства: следователем и прокурором. Объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных подразделений при прокуратуре Российской Федерации.
Предварительное следствие в нашей стране производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Взаимодействие руководителя следственного органа с другими участниками уголовного судопроизводства: следователем и прокурором. Объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных подразделений при прокуратуре Российской Федерации.
Предварительное следствие в нашей стране производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Только с согласия руководителя следственного органа следователь может обратиться в суд с ходатайством об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
Отвод руководителя следственного органа
Таким образом, этим процессуальным статусом обладают любые руководители любых следственных подразделений независимо от уровня или ведомственной принадлежности, а именно: начальники и заместители начальников следственных отделений, отделов, частей, комитетов, управлений и главных управлений органов СК при прокуратуре Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, ФСКН России.
Теперь руководитель следственного органа поручает производство предварительного следствия одному или нескольким следователям, передает дело от одного следователя другому, создает следственную группу, меняет в случае необходимости ее состав.
Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
Если же, к примеру, неотложные следственные действия по делу выполнил орган дознания (следователь), то принявший к производству уголовное дело руководитель следственного органа уже никак не сможет осуществить по делу предварительное расследование в полном объеме. Ведь часть предварительного расследования по такому делу уже осуществлена другим должностным лицом (органом).
Участники уголовного судопроизводства (процесса) — это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, то есть имеют здесь определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий и отношений.
Данное понятие ранее включало практически все организационные, административные и процессуальные полномочия руководителя следственного органа, но при этом руководитель не имел соответствующего правового статуса.
Другие правоведы считают, что руководитель органа следствия – это лицо, обладающее широким спектром полномочий в сфере организации и управления следственными мероприятиями подчиненного органа.
Разделение руководящих полномочий по обязательности
Независимо от того, в каком из ведомств и на каком организационном уровне действует должностное лицо, какое из следственных подразделений оно возглавляет, его процессуальные полномочия как руководителя следственного органа определены ст. 39 УПК как единые для всех руководителей.
В ч. 3 ст. 39 УПК РФ зафиксировано, что «указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.
Во-первых, попытка разделить следствие и надзор и те результаты, к которым она привела, неоднозначно воспринимаются как практическими работниками, так и в обществе в целом.
Законодатель исключил дублирование участников уголовного процесса друг другом в осуществлении процессуального контроля на предварительном следствии. При этом роль руководителя следственного органа резко возросла.
Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса играют в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций: обвинения, защиты или разрешения дела. Эти участники являются субъектами не только отдельных процессуальных действий, но и всего уголовного процесса.
Руководитель следственного органа осуществляет руководство процессуальной деятельностью следователя и уполномочен давать следователю указания о направлении расследования, проведении определенных следственных действий. Прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью следователя, за законностью и обоснованностью совершаемых им действий и принимаемых решений. Законодатель исключил дублирование участников уголовного процесса друг другом в осуществлении процессуального контроля на предварительном следствии.
Другими словами, определение направления расследования семантически совпадает с установлением предмета расследования. Помимо понятия «направление расследования» в УПК РФ встречается и другое понятие — «направление уголовного дела».
Руководитель следственного органа как субъект уголовного судопроизводства: дис. кандидат юридических наук: 12.00.09 — Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность.
Действующий закон детально регламентировал также действия руководителя следственного органа, получившего от прокурора письменное требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Иначе говоря, не возбудив самостоятельно уголовного дела, руководитель следственного органа не может произвести по делу предварительное следствие. Буквально получается, у него нет права принять к производству уголовное дело, которое ранее было принято к производству каким-либо иным органом предварительного расследования.
Основная концепция данной реформы, как уже было отмечено выше, заключалась в серьезном разделении полномочий прокурора и органов предварительного следствия. При этом руководитель следственного органа получил в свое ведение практически все контрольные полномочия за подчиненными следователями, которые ранее находились в компетенции прокурора (см. ст. 37 УПК РФ в ред. до 5 июня 2007 г.).
Характеристика проблем правового положения и взаимодействия следователя, прокурора, начальника следственного отдела, и пути их решения.