Композиция романа отцы и дети тургенева кратко

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Композиция романа отцы и дети тургенева кратко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Особую роль играют его столкновения с идейными противниками, большое место в романе занимают споры . Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Б.

Нигилизм, по мнению автора, выражается в отрицании авторитетов и все окружающего, помимо практики. Данное понятие представляет собой новое веяние того периода времени. С точки зрения писателя, нигилист приравнивается к революционеру.

Жанровые и композиционные особенности романа «Отцы и дети»

Молодое поколение, которое придерживалось революционно-демократических убеждений, называли «новыми людьми», потому что далеко не все в те годы понимали это новое непривычное направление. В связи с этим непониманием, исходящим от старшего поколения, между «отцами» и «детьми» происходили постоянные столкновения, которые являются центральной темой романа.

Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристо­кратией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.

Знает довольно много — энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки». Базаров и Аркадий приехали в гости к Одинцовой. Сестра её Катя играла гостям Моцарта. Аркадий влюбился в сестру Анны. Друзья задержались в её доме. Им было хорошо у Одинцовой. Всё чаще они гуляли парами, Аркадий с Катей, Базаров с её сестрой. Ему стало казаться, что он любит эту женщину.

Автор блога Дырда Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

Связаны ли они между собою? Какие события происходят между этими двумя поединками в романе? Кто побеждает в первой и какими герои приходят ко второй? Каково отношение автора к обеим сторонам в этих сценах? Что привлекало Базарова в Одинцовой? Изменил ли он себе, полюбив ее?

Роман имеет социально-идеологическое направление, раскрывающееся в описании автором споров Базарова с Павлом Кирсановым, являющихся борьбой противоположных взглядов, идейным разногласием, разным восприятием мира.

Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают.

Прошло 6 месяцев. Николай Петрович женился на Фенечке, Аркадий — на Кате. Анна Сергеевна вышла замуж без любви. Отец и сын Кирсановы живут в Марьине, ферма их приносит доход. Катя родила сына. Павел Петрович уехал в Дрезден. Кукшина тоже живёт за границей.

Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город *** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.

С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева.

Так, для раскрытия образов Кук-шиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. “Тревожное и тупое выражение, — пишет Тургенев о Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.

Создание психологического портрета Портрет – одно из основных художественных средств для создания литературного образа. Тургенев – признанный мастер портрета. Он использует прием собирания отдельных штрихов, создающих неповторимый внутренний мир героя. Внешние черты являются своеобразными сигнальными флажками, по которым писатель ведет своих читателей к пониманию героя.

Базаров и Аркадий уехали к родителям Евгения, которые были рады сыну. Базаров любил родителей, хоть и старался не показывать этого. Мать Аркадия, Арина Власьевна, была суеверна и многого боялась, постилась и знала толк в хозяйстве.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Траги­ческий «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате.

Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “shake hands”… три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Траги­ческий «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате.

Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “shake hands”… три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

С комедийного „дна» читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления».

Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «…мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрица­ние — мы отрицаем».
Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и матери…» (М.

Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город».

Кроме социального конфликта, в названии произведения отражен и вечный конфликт поколений, «отцов и детей», когда младшее поколение стремится к самостоятельности, отстаивает свои взгляды и стремится обособится от людей старшего поколения.

Русская действительность того времени по-своему запечатлелась в композиции романа «Отцы и дети» Тургенева. Его построение определяется борьбой двух исторических тенденций общественного развития, доминированием Базарова как героя времени, изображением его на первом плане повествования, соотношением с ним других персонажей романа.

Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети».

Заключительные сцены, связанные с болезнью и смертью Базарова, обнаруживают «великое сердце» последнего и мужественный героизм его на краю бездны.
Кроме того, писатель рассуждает на тему предназначения нового человека, являющегося представителем разночинной интеллигенции.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ Роман состоит из 2 частей (28 глав) В I части ( I – XIII главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).

Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо­зиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Очень краткое содержание романа Отцы и дети Тургенева

Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет­ровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей.

С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжалась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник. В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России.

Утром Базаров осматривает окрестности и ловит лягушек для опытов. Аркадий знакомится с Фенечкой и узнаёт, что у него есть брат. За завтраком все разговаривают о Базарове, и Аркадий сообщает, что его друг — нигилист. Базаров вернулся с лягушками, Павел Петрович расспрашивал его о занятиях и взглядах. Павел Петрович в молодости был влюблён в княгиню. После её смерти он остался одиноким холостяком.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в переломный момент истории умещаются в рамках небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции : в романе немного действующих лиц , отобраны наиболее существенные события.

Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсано­вых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? …Они лучшие из дворян – и именно потом и выбраны мною.

В романе показан рост авторитета образованных разночинцев-революционеров в обществе, и, наоборот, утрату аристократами своих социальных позиций. Писатель художественно изобразил в данном романе перелом общественного сознания России, при котором дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают. А в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». В предшествовавших романах героя судили люди – намеренно и не всегда беспристрастно.

Анализ произведения Отцы и дети

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит героя по кругу : Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям приходит новый Базаров , познавший сомнение , мучительно старающийся сохранить свою теорию спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Резкое отличие Б. от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом появлении героя в романе. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями ,автор рисует портрет Б.

Обоснуйте свое мнение и подтвердите его примерами из текста. Как относился Базаров к женщинам до встречи с Одинцовой? Как выдерживает он испытание любовью? Прав ли Ф. М. Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»? Что общего в описании И. С. Тургеневым любви всех героев романа? Каково значение его рассуждений о любви в эпилоге?

Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано, просто гениально.

В основе сюжета лежит острый социальный конфликт, идейная борьба мировоззрения Базарова с взглядами Кирсановых.

Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной.

Стоит отметить, что параллельно с любовным конфликтом в романе возникает внутренний конфликт (конфликт Базарова с самим собой, со своими собственными убеждениями). Развяз­кой этого конфликта становится смерть Базарова. Именно на­личие этого внутреннего конфликта, разрешившегося смертью героя, позволяло исследователям сопоставлять роман И.С. Тур­генева с античной трагедией.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *