Правовой режим земель водного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой режим земель водного фонда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с нормами Федерального действующего сегодня закона №172, земля, документально находящаяся в реальной собственности не государственных структур, может быть вполне законно изъята и в процессе переведена в иную категорию. То есть, изначально земля, которая не относилась к водному фонду, может быть причислена к нему и впоследствии изъята, если это необходимо для государства.

Все данные о водном фонде заносятся в специальный госреестр. В этой системе имеются сведения о месте расположения водоемов, о сфере их применения и об отдельных ресурсах.

Невозможно разделить территорию на несколько частей самостоятельно, если при этом требуется проведение границы по воде.

18.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда

Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

Создание охранных и защитных зон в «целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий т загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» предусматривается п. 1 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В целях правового регулирования земли водного фонда классифицируются по нескольким основаниям: техническим (занятые сооружениями или свободные от них); форме собственности (государственная — РФ, субъектов РФ; муниципальная; частная); по условиям доступа (объекты общего пользования и обособленного пользования).
В соответствии с Водным кодексом РФ 2006г. водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (ст. 1).

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ.

Эти территории используются для возведения на них сооружений, снабжающих население достаточным количеством воды.

Впервые земли водного фонда в самостоятельную категорию выдели­ли Основы земельного законодательства в 1968 г.

При этом законодатель устанавливает необходимость определения береговой полосы и водоохранных зон именно от береговой линии водного объекта.

Правовой режим земель водного фонда

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства.
Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возоб­новляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, использу­ется и охраняется в Российской Федерации как основа жизнедеятель­ности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам тер­риториях, обеспечивает’ экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Указанные земли могут использоваться для различных социальных нужд, связанных прежде всего с целями и режимом водопользования. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Это не только провозглашается теорией, в законодательстве, но и осуществляется на практике.

Законы Российской Федерации по ЗК РФ

К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Лицензия на водопользование является актом государственного органа исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования.

К землям водного фонда относят земли, занятые водными объекта­ми, а также земли водоохранных зон, водных объектов, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооруже­ний, необходимых для использования водных объектов.

Лицензия на водопользование является актом государственного органа исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования.

Земля — важнейшая часть окружающей среды. Она является про­странственно-операционным базисом всех находящихся на ней как ес­тественных, так и искусственных предметов материального мира. В том числе на ней располагается вода. Вообще вода — это химическое со­единение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Водные объекты могут быть использованы для размещения таких сооружений, как: плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др.

Вопрос 51. Общая характеристика правового режима земель водного фонда.

Эти земли выделены в самостоятельную категорию земель, так как они имеют специальное предназначение служить обеспечению рационального использования и охраны водных ресурсов. Использование и охрана водных объектов тесно связана с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны оз.

Береговая линия отделяет земли водного фонда от земель иных категорий, при этом разграничивает распределœение норм, регулирующих правила использования, охраны, управления и т.п. различных по целœевому назначению земель. Практическое значение установления границ водного объекта выражается в присвоении ему одного из элементов индивидуализации, позволяющего идентифицировать конкретный водный объект.

Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.

Правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством – он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, которые и определяют правовой режим этих земель.
К водному фонду причисляют земли с поверхностными водами, гидротехническими и прочими строениями, возведенными на водоемах. Правовой режим земель водного фонда зависит от характеристики вод, являющихся наиболее важными составляющими окружающей среды.

Правовой режим земель водного фонда определяется его целевым назначением, субъектами и объектами общественных отношений, их правами и обязанностями, связанными с ними особенностями управления землями данной категории.

Водное законодательство, как и земельное, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и состоит из ВК 2006 г. и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.

Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для движения паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

Сам водный фонд состоит из отдельных объектов, находящихся в Российской Федерации. В него включён каждый из видов. Соответственно, получить такие объекты в частную собственность или даже аренду не всегда представляется возможным, но это всё же вполне реально и для этого есть несколько вариантов.

Основываясь на ВК РФ, водные объекты могут принадлежать государству, муниципалитетам или частным лицам по праву собственности.

Водное хозяйство – вся деятельность, имеющая какое-либо отношение к эксплуатации, изучению, охране водного объекта с его ресурсами, а также деятельность по ликвидации возникшей водной катастрофы. Режим – так принято называть изменяемые уровни воды в водоёмах по всей территории страны.

Водные объекты, в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей, подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

В связи с этим для обеспечения сохранности лесов имеет важное значение определение порядка перевода лесных земель в нелесные земли.

Правовой режим земель первой категории, непосредственно покрытых водой, регулируется нормами земельного и водного законодательства. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (ст. 7 ЛК РФ). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ.

Особенности правового режима земель водного фонда и их состав

Особо охранные, не передающиеся в пользование физическим лицам. Государство их держит под особым контролем.
Говоря об акватории, находящиеся вблизи любых водоёмов, включая природные и искусственные, объектом водной территории признаётся любой водоём, обладающий соответствующими признаками. В свою очередь водный ресурс, внешний или внутренний может быть использован, используется или находится под государственной охраной (как пример – подземный ключ питьевой воды).

Особенно это касается осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, входящих в тот или иной бассейн, установления лимита водопользования (водопотребления) и водоотведения субъектов Федерации, подготовки заключений и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и об охране бассейновых соглашений.

Согласно ст. 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утвержденными в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление от 14.12.2006 № 769), а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Водные объекты, в свою очередь, принято понимать как природные или искусственные водоемы, водотоки и иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых характеризуется определœенным уровнем, расходом и объёмом воды (водным режимом). Согласно понятию, существовавшему в ВК РФ 1995 ᴦ., воды — это вся вода, находящаяся в водных объектах.

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения Водный кодекс РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
Водные объекты находятся в федеральной собственности. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому, юридическому лицам, находятся в их собственности, если иное не установлено законами.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *