Регулирующая функция налогов позволяет государству

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирующая функция налогов позволяет государству». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе — они также противоречат друг другу.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.

Контрольная функция налогов — это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Безусловно, такой разброс мнений не случаен. Он определяется исторически сформировавшимся различным видением в налогах меры «зла» (фиска) и «добра» (регулирования, стимулирования и т.д.).

В результате дальнейшего перераспределения — через налогообложение первичных доходов — формируются вторичные доходы хозяйствующих субъектов: чистая заработная плата наемных работников, чистая прибыль хозяйствующих субъектов, бюджет государства.

Функция позволяет охарактеризовать налоги, их особенности, как экономического инструмента. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в более узких рамках[10].
Контрольная функция – функция, которая позволяет государству четко отслеживать своевременность и полноту поступлений денежных средств в бюджет государства, а также сопоставлять их величину.

Свойства регулирующей функции налогов

Поскольку получение нового дохода и рост наличного имущества составляют суть расширенного воспроизводства, прямое налогообложение сопровождает процесс накопления материальных и нематериальных благ.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, а также изменения и отмены, уплаты и применения определенных мер по обеспечению их уплаты. Кроме того, в налоговую систему РФ можно включить формы и методы налогового контроля и ответственность за нарушение законодательства в области налогообложения.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из главных методов мобилизации государственных доходов и сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства.

Налоги представляют собой основной источник формирования бюджета. Налоги являются частью валового внутреннего продукта, который создается в процессе взаимодействия различных видов ресурсов: человеческого ресурса, капитала, а также природных ресурсов. Обычно государство обладает незначительной собственностью на средства производства.

Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать.

Существование любого современного государства неразрывно связано со сборами налогов. Каждый человек в определенной мере ощущает их влияние на себе. Так Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Этот принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Оно представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.

Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Кроме того, налоги несут собой распределительную функцию, которая состоит в перераспределении общественных доходов, и дестимулирующую, направленную на установление препятствий для развития определенных экономических процессов путем использования налогового бремя.

Налоги граждан и предприятий являются основным источником пополнения государственного бюджета, а прибыль от приватизации, доходы от деятельности государственных предприятий и штрафы с физ. и юридических лиц — неосновным.

Регулирующая функция налогов играет первостепенную роль по своему воздействию на национальную экономику. Трудно даже представить себе экономику, не регулируемую государством, так как все процессы общественной деятельности в совокупности с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.

Налоги граждан и предприятий являются основным источником пополнения государственного бюджета, а прибыль от приватизации, доходы от деятельности государственных предприятий и штрафы с физ. и юридических лиц — неосновным.

Регулирующая функция налогов играет первостепенную роль по своему воздействию на национальную экономику. Трудно даже представить себе экономику, не регулируемую государством, так как все процессы общественной деятельности в совокупности с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Еще в конце прошлого столетия известный немецкий экономист А. Вагнер определил в качестве важнейшей финансовой закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных расходов.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так.

Воспроизводственная подфункция накапливает финансовые ресурсы на восстановление используемых ресурсов. Примеров данной подфункции является плата за использование различными природными ресурсами.

Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку она состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан — от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества.

Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

К этим функция относятся:

  • Распределительная (социальная) – сущность этой функции состоит в распределении общественных доходов среди различных категорий населения страны — от состоятельных слоев к неимущим. Это затрагивает образование, медицину, воспитание и др. Данное перераспределение гарантирует социальную стабильность в обществе. Замечание 2 Примером действия распределительной функции являются акцизы. Этот вид налогов устанавливается лишь на некоторые виды товаров, которые имеют статус предметов роскоши. Также примером реализации распределительной функции выступает и механизм прогрессивного налогообложения, в котором величина налоговых ставок возрастает вместе с ростом величины доходов налогоплательщика.

  • Стимулирующая – использование этой функции помогает оказать поддержку в развитии тех или иных направлений в экономике. Ее использование связано с применением льгот и освобождений. В современной российской налоговой системе содержится большое число льгот для различных физических и юридических лиц, такие как понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков и др.
  • Дестимулирующая – функция, обратная стимулирующей. Ее применение связано с установлением через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо неблагоприятных экономических процессов. Как правило, эта функция реализуется через повышение налоговых ставок.

Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать.

Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Фиском (от латинского fiscus, букв. — корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций.

Говоря о функциональном значении налогов в системе налогообложения РФ, можно определить четыре основные функции – фискальную, стимулирующую, регулирующую и контролирующую.

Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Бесплатые презентации Powerpoint

Налоговые сборы — это государственные сборы с населения и предприятий, которые составляют основной доход госбюджета.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

Посредством реализации фискальной функции государство оказывает влияние на производственные процессы, стимулируя или наоборот, замедляя его развитие, стимулирует или ослабляет накопление капитала, повышая или понижая платежеспособность населения [1, c. 5].

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию, или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень полемики.

Функции налогов взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. В период становления буржуазного общества налоги в основном выполняли фискальную функцию. Однако во второй половине 1930-х гг. на Западе возникает тенденция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильности экономического роста.

Стимулирующая подфункция — поддержание и развитие различных экономических процессов. Данная подфункция осуществляется на основе системы льгот и освобождений.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

К основным функциям налогов относятся:

  • Фискальная – это важнейшая функция налогов, которая характерна для всех государств. Она обеспечивает устойчивое состояние доходной части бюджета на всех его уровнях путем процесса изъятия средств налогоплательщиков. Однако, в условиях спада деловой активности налоговых поступлений бывает недостаточно для осуществления государственных расходов. Поэтому государство прибегает как к внутренним, так и к внешним займам, что приводит к появлению государственного долга. И в будущем, для обслуживания государственного долга необходимо повышать налоги, путем роста ставок по налогам, введения новых налогов.
  • Регулирующая – это некое дополнение фискальной функции налогов. Она позволяет регулировать как производство, так и потребление. Данная функция помогает распределять суммы налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, отраслями экономики, территориальными образованиями и государством в целом., а также регулировать доходы различных групп населения. Это регулирование осуществляется через комплекс льгот и систему налоговых сборов и платежей.
  • Контрольная – с помощью этой функции налогообложения у государства есть возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую как юридическими, так и физическими лицами, получение доходов гражданами государства, а также использование имущества, принадлежащего им на правах собственности. Замечание 1 Таким образом, контрольная функция позволяет государству получить необходимый минимум денежных средств в виде налоговых поступлений, необходимый для осуществления своих функций.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *