Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения государственному или муниципальному унитарному предприятию.

Создается по решению уполномоченного органа, государственного или муниципального, и существует за счет самостоятельного извлечения прибыли.

5.1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Предприятия, создаваемые Национальным Банком Республики Казахстан, являются республиканскими государственными предприятиями.

К коммерческой деятельности (Handelsgewerbe — букв. торговый промысел), которой занимаются коммерсанты, закон относит приобретение и перепродажу товаров и ценных бумаг, осуществление страховых, банковских, транспортных, комиссионных и других сделок.

Статья 294. Право хозяйственного ведения. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Особенности финансов унитарных предприятий

Создание и функционирование этих предприятий осуществля­ются аналогично федеральным государственным сельскохозяй­ственным предприятиям.

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, является специфичным.

То есть, предприятие обладает по отношению к имуществу правомочиями, аналогичными правомочиям собственника, но в определенных, установленных законом пределах. Границы данного права сужены.

В то же время и законодательство, и практика его применения и толкования допускают все же возможность нахождения государственного имущества во владении иных, кроме государственных или муниципальных предприятий, юридических лиц на титуле хозяйственного ведения. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Право оперативного управления — это право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее казённому предприятию или учреждению, в установленных законом пределах.

Следовательно, для определения статуса унитарного предприятия необходимо, прежде всего, определить понятие права хозяйственного ведения, пределы и ограничения указанного титула.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя.

Действующим ГК предусмотрены право оперативного управления и право хозяйственного ведения, различающиеся объемом.

П.х.в. предполагает два режима распоряжения имуществом в зависимости от его назначения. Недвижимое имущество не может быть отчуждено предприятием без согласия собственника. Движимостью предприятие распоряжается под контролем учредителя, в частности, может внести ее в уставный фонд при создании Дочернего предприятия.

Акционерное общество, созданное в порядке приватизации, не является государственным предприятием и поэтому имущество не может быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Несмотря на то что законодатель отнес П.х.в. (вместе с правом оперативного управления) к вещным правам наряду с правом собственности (ст. 206 ГК РФ), т.е. включил в их состав те же правомочия владения, пользования и распоряжения. такая юридическая конструкция является противоречивой по следующим причинам. Право собственности может быть тождественно только само себе.

Представляется, что с данным мнением нельзя согласиться. Ст. 120 ГК РФ устанавливает, что права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ (то есть на праве оперативного управления).

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Унитарное предприятие — характеристики формы собственности

Есть ли разница в понятиях доход, чистый доход и прибыль? Для ответа на вопрос обратимся к определениям, которые используют финансисты.
Доход — распространенное и многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью, без роста долга.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Из этого следует, что государственное предприятие на праве оперативного управления является коммерческой организацией, но не является субъектом государственного предпринимательства как разновидности предпринимательства.

До государственной регистрации пред­приятия уставный фонд должен быть полностью оплачен соб­ственником.

Финансовая деятельность унитарных предприятий

Федеральное государственное предприятие планирует свою де­ятельность самостоятельно, исходя из целей создания, конъюнк­туры рынка, спроса на производимую продукцию, имеющихся фи­нансовых и иных ресурсов. Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Казенные предприятия: особенности ведения учета (Денисова М.О.)

В таком соглашении существенны следующие условия: о размере части прибыли, которые получает собственник за использование его имущества; о формах и порядке контроля за сохранностью и использованием объекта П.х.в. В настоящее время ГК РФ не содержит требований об обязательности заключения таких договоров, но практика развивается в этом направлении.

Что такое унитарное предприятие. Государственное унитарное предприятие — определение и суть простыми словами. Федеральное государственное унитарное предприятие. Какими бывают ГУПы. В чем разница между федеральным унитарным предприятием, региональным и муниципальным унитарным предприятием?

РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Т.о. государство принимает на себя все риски, связанные с деятельностью предприятия и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий осуществляется правительством РФ.

Существуют два вида унитарных предприятий — унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ) и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казённые предприятия — ст. 115 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Реструктуризация системы управления постсоциалистическим обществом В РФ выразилась в стремлении государства дистанцироваться от непосредственно предпринимательской деятельности, сохранив за собой свойственные капиталистическому государству властные формы управления. Необходима была переходная форма хозяйствования от государственной монополии к частной форме предпринимательства.

Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п. 39).

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Унитарное предприятие — одна из организационно-правовых форм юридического лица. Помимо унитарных предприятий (ГУП и МУП), бывают общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), кооперативы, товарищества.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Федеральное государственное предприятие вправе создавать дочерние предприятия (другие федеральные государственные предприятия) путем передачи им в установленном порядке зе­мельного участка и части другого имущества в хозяйственное веде­ние.

Понятия коммерческой и некоммерческой организации даны в п.1 ст.34 ГК: «Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация)».

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Понятно, что в условиях, когда характер деятельности такого предприятия, состав имущества и величина отчислений от его доходов выведены из сферы компетенции предприятия. это не создает стимулов для повышения эффективности производства.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *