Прокурорский надзор за деятельностью дознавателя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокурорский надзор за деятельностью дознавателя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.
Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предварительного следствия.
Содержание:
1. Основные понятия и значение прокурорского надзора
При наличии повода и основания следователь в пределах компетенции, установленной законом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.
Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.
От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан.
Вопрос о гарантиях прав и свобод личности в уголовном процессе не был бы полным без учета роли прокурора в обеспечении законности уголовно-процессуальной деятельности.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания закреплены в Законе «О прокуратуре РФ» и в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 37, 144, 146, 148 УПК РФ и др.), которое регламентирует их деятельность [27, 67].
Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах этой системы.
Уголовное преследование, т.е. изобличение нарушивших уголовно-правовой запрет лиц, уже является способом обеспечения и восстановления законности. Осуществляемое от имени государства, прежде всего, органами предварительного расследования уголовное преследование и само должно отвечать требованию законности — важнейшему принципу уголовного судопроизводства (ст. 7 УПК).
Выявление нарушений закона при производстве предварительного расследования и принятие мер к их устранению.
В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Прокурор не вмешивается в тактику и методику проведения оперативно-розыскных мероприятий, а проверяет лишь законность их проведения.
Прокурорская проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Исключение составляет разведывательная и контрразведывательная деятельность органов ФСБ и Службы внешней разведки, оперативно-служебные документы которых могут быть истребованы прокурором только при наличии информации от граждан о нарушении в процессе данной деятельности их прав.
В соответствии с нормами УПК прокурор отнесен к участникам уголовного процессе со стороны обвинения, а его уголовно-процессуальная функция определена как функция уголовного преследования (ст. 21).
Объектам надзора являются органы, перечисленные в УПК РФ, к ним относятся: СК РФ, ФСБ РФ, ОВД. Этот перечень является закрытым.
Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия.
Законодатель установил определенные границы, пределы, в рамках которых ОП РФ осуществляют надзор. Во-первых, он должен касаться только процессуальной деятельности, закрепленной в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре РФ». Во-вторых, прокурор не при каких условиях не имеет право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность вышеперечисленных объектов/субъектов.
Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве предварительного расследования объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами следствия и дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием.
Прокурор вправе требовать от органов дознания устранения нарушений закона, допущенных в ходе производства дознания.
Такими документами могут быть: постановления, протоколы, представления, письменные поручения и требования, обвинительные заключения, обвинительные акты, обвинительные постановления, которые в свою очередь должны быть законными, справедливыми и обоснованными.
Надзор за законностью и обоснованностью производства СД, затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
Участниками уголовного судопроизводства осуществляющими функцию обвинения согласно УПК РФ относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
Полномочия прокурора охватывают процессуальную деятельность органов дознания, устанавливаются УПК РФ и иными ФЗ.
Данные проверки имеют свою особенную специфику, которая включает в себя такие понятие как императивность требований прокурора, далее- законность актов, издаваемых органами дознания, наличие определенных границ и рамок, за пределы которых прокурор выходит неправомерен, а также проверки могут проводиться как по инициативе прокурора непосредственно, так и по инициативе из вне.
Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов.
Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленным УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования.
Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием.
Вышеназванное направление надзора можно охарактеризовать как направление деятельности ОП РФ, связанное с обеспечением законных требований при производстве предварительного следствия, а также с обеспечением защиты интересов лиц, права и интересы которых затрагиваются данной процессуальной деятельностью.
Разделение прокурорского надзора и контрольных функций федеральных органов исполнительной власти нашло свое отражение и в соответствующих нормативных актов.
Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осуществляется начальником органа дознания и руководителем подразделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой формы расследования, а также по обеспечению законности и обоснованностью решений дознавателя.
Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Соответственно, органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением закона, практически лишены возможности принимать реальные и эффективные меры реагирования на утверждения.
Во-вторых, контрольные функции государственной власти распределены между министерствами и ведомствами, которые реализуют их исключительно в рамках предоставленных им полномочий.
Несмотря на то что УПК прямо не называет некоторых из этих полномочий в качестве составной части процессуального статуса прокурора, осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, их наличие не вызывает сомнений. Одним из объектов надзора прокуратуры являются органы, осуществляющие предварительное расследование: органы дознания и органы предварительного следствия. Деятельность этих органов направлена на расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-Процессуальным Кодексом РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
Говоря о всеобъемлющем надзоре прокуратуры за исполнением законов, возникает следующий вопрос: осуществляет ли прокуратура надзор за исполнением законов гражданами? В отличии от Закона СССР от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР» в ст.1 Закона «О прокуратуре РФ» граждане не названы в качестве объектов прокурорского надзора.
Вопрос о том, должна ли прокуратура осуществлять надзор за исполнением ведомственных нормативно-правовых актов, решается неоднозначно.
Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной приказом МВД РФ № 985 от 1.12.2005 [28, 54].
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу в письменном виде (ч. 3 ст. 37 УПК). Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначение им справедливого наказания.
Все эти полномочия позволяют прокурору не только осуществлять надзор, но и непосредственно участвовать в уголовном преследовании, а также осуществлять организацию и руководство работой дознавателя.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных объектов надзора.