Принцип определенности в налоговом праве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип определенности в налоговом праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.
К обязательным элементам ст. 17 НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.
Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.
Содержание:
Принцип единства действующей системы налогов и сборов
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 8Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», посвященный совершенствованию правового положения государственных и муниципальных…
Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных общей (обычной ) системой налогообложения.
В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.
Общеизвестно, что правовые принципы по сфере их действия различаются на свойственные праву в целом (общеправовые), группе смежных отраслей (межотраслевые), отдельным отраслям (отраслевые) или институтам права. Кроме того, «принципы подразделяются по форме, или способу закрепления их в праве.
Основные принципы налогообложения
Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.
Как уже было отмечено выше, одной из задач государства является поиск баланса интересов граждан и общества.
С другой стороны, Конституция РФ в ст. 18 вводит общепризнанные права и свободы человека в сферу объективного права, объявляя их «непосредственно действующими» вне зависимости от того, закреплены ли они как таковые в положениях российского законодательства и определена ли процедура их реализации[396].
Принципы налогообложения в России: система налоговых координат
Вексель, выпущенный непосредственно покупателем товаров (работ, услуг) и выданный продавцу (поставщику), является собственным векселем покупателя.
В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Исторически рассматриваемое правило восходит к основополагающим постулатам римского права («при сомнении решай в пользу подсудимого или слабейшего» и т.д.). СП всегда закрепляются нормативно; ЗИ представляют собой любые правомерные возможности (право на признание действий добросовестными, право применять налоговое законодательство наиболее выгодным способом), реализация которых не запрещена налоговым законодательством. Поскольку ЗИ не оформлены нормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации.
В качестве примеров таких незаконных налогов и сборов нами могут быть названы, в частности, поборы, ограничивающие свободное перемещение финансовых средств в пределах территории РФ, как то: добровольно-принудительные взносы в фонды поддержки и развития чего-либо и кого-либо, вымогаемые как условие открытия на территории того или иного субъекта РФ филиала или представительства организации.
Принцип экономического основания налогов и сборов
Вместе с тем в литературе распространено мнение, что «…общие принципы права не выходят за рамки существующего юридического порядка; они являются его составной частью»[395]. Возникает закономерный вопрос: какой же из указанных подходов в большей степени выражен в положениях российской Конституции?
Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.
Законодательные (представительные) органы власти играют решающую роль в правоотношениях по установлению и введению налогов на соответствующей территории.
Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.
Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный, подчас эпизодический характер.
Мы не просим купить подписку. У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто. Помогите ей.
Принципы налогообложения и их характеристика.
Налоговым законодательством предусмотрены определенные условия, при соблюдении которых операции по реализации товаров, работ, услуг не признаются объектами налогообложения.
В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Этим налоговое право отличается от частноправовых отраслей, насыщенных оценочными, диспозитивными нормами. При этом требование определенности приобретает особенно важное значение в отношении норм, устанавливающих элементы налогообложения, и института налоговой ответственности.
Принцип диспозитивности в налоговых правоотношениях
Однако «презумпция правоты» налогоплательщика при разрешении налоговых споров должна применяться лишь в качестве крайней меры, когда все иные юридические средства исчерпаны. В соответствии со ст. 3 НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в нем.
Кроме того, при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения, указанные п. 1 и 2 ст. 17 НК РФ. Налог, по которому не определен хотя бы один из элементов налогообложения, не может считаться установленным и не должен взиматься.
Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит — исчерпывающий характер.
Основные принципы налогового права
К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения.
В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности.
Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т. е. речь идет об источнике права в материальном смысле.
Принцип равенства и всеобщности налогообложения
Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.
Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).
В. К. Бабаев видит в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности[398].
Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.
Он закреплен в п.6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унификации налоговых изъятий собственности.
Этим обеспечивается их правильное понимание и применение. Неопределенность (неясность) налоговой нормы может привести к несогласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в рамках их отношений с налогоплательщиками.
Принцип равенства налогообложения Принцип равенства налогообложения означает запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере.
Основные принципы налогообложения и взимания сборов в РФ
N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой».
Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.
Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).