Назвать форму национально государственного устройства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назвать форму национально государственного устройства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Содержание:
§ 2. Какие формы государственного устройства имеют независимые государства?
Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства.
Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты.
Форма государственного устройства
Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.
Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.
Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом.
Формы национально-государственного устройства (стр. 1 из 2)
В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы).
Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат.
Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни.
Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.
Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им.
Национально-территориальные — таких федерациях (Россия, Канада, Индия) часть субъектов федерации построена по национальному принципу, часть — по территориальному.
Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.
В этой связи можно лишь говорить об относительной симметрии в правовом положении. Как правило, относительно симметричными являются федерации, возникшие на основе договора (например, США).
Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей.
Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и пр.
Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.
Необходимым формально-юридическим условием признания государства договорной федерацией является закрепление основ ее статуса в федеративном договоре, т.е. договоре об образовании федеративного государства или о создании в его рамках нового субъекта федерации, при отсутствии такого документа, как федеральная конституция.
Особенности федеративного управления, признаки федерации. Унитарное государство, его отличия. Недостатки конфедеративной формы правления, понятие империи.
Унитарная форма государственного устройства.
Нация — это продукт буржуазной эпохи. Ведущие современные нации сложились в XVIII—XIX вв. в пору крушения абсолютистских монархий и ликвидации феодально-сословной социальной организации. До этого времени этническая принадлежность человека особого значения не имела.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.
Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований.
Форма государственно-территориального устройства
Территория субъектов в национальных федерациях организуется с учетом национального состава населения в них проживающего. Национальные федерации создаются, как правило, в тех странах, где ни одна нация не занимает доминирующего положения, но на территории государства проживает несколько крупных по численности национальностей.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.
В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.
Конфедерация — временный союз суверенных государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей (оборона, решение сложных технических задач и т.д.). Конфедерация представляет непрочное Государственное образование, и при достижении поставленной цели она распадается.
Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.
Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.
Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий. В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт и др.).
В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция.
Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности.
Слово «федерализм» образовано от латинского слово «феодус», что означает договор или соглашение. Из этого следует обязательный признак любого федеративного государства – союз двух или нескольких независимых государств, который носит договорный характер и предполагает соглашение между ними на формирование федеральной власти.
Если компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией, то данную федерацию можно назвать конституционной.
Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. и т.д.
Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию. Конфедерации, как формы союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, в настоящее время не существуют нигде.