Порядок надзорного производства в арбитражном процессе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок надзорного производства в арбитражном процессе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Однако проводимая реформа — это, на мой взгляд, прекрасная возможность усовершенствовать работу арбитражных судов, а также арбитражное процессуальное законодательство, устранив существующие на сегодняшний день спорные и проблемные вопросы.
Во-вторых, это устранение препятствий для принятия законного судебного решения по другому делу. Известно, что решение суда по ранее рассмотренному делу, вступившее в законную силу, является обязательным для суда, рассматривающего дело, в силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в законе (ст. 16 АПК РФ).
В противном случае при рассмотрении других дел будут приниматься противоречащие закону решения. Во избежание такого положения одним из оснований надзорного пересмотра является отмена или изменение судебного акта, принятого с нарушением закона, если это не позволяет принять законное решение по другому делу.
Содержание:
Надзорное производство и порядок его возбуждения в арбитражном процессе
Согласно ФЗ от 24 июля 2002 года №96-ФЗ гл.22 АПК 1995 года «Производство в порядке надзора» действует до 1 января 2003. Но поскольку новый АПК вступает в силу вот уже через несколько дней, нам кажется рациональным руководствоваться новым АПК при написании данной контрольной работы.
Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. В данной ситуации руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что Арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду, арбитражный суд Липецкой области должен возвратить исковое заявление.
Второй этап — это непосредственно рассмотрение надзорной жалобы или представления. Срок данного этапа — не должен превышать двух месяцев, если дело не было истребовано, и не должен превышать трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
По мнению ученого, первая из перечисленных задач заключалась в проверке законности и обоснованности вступивших в силу актов правосудия и осуществлялась с целью исправления обнаруженных в этих актах ошибок, вторая — в руководстве практикой нижестоящих судов с целью обеспечения законности.
Декларант (ответчик) обратился в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Левобережного района города Воронежа обратилось в арбитражный суд Воронежской области с иском в МУП «Горэлектросеть» о возмещении ущерба в сумме 5 400 700 руб. Определением судьи исковое заявление оставлено без движения в связи с неуплатой государственной пошлины.
С принятием АПК 2002 г. институт надзорного производства подвергся существенным изменениям. Надзорное производство в арбитражном процессе является производством по проверке законности вступивших в силу судебных актов; при этом вопросы проверки обоснованности указанных актов из компетенции надзорной инстанции были изъяты.
В АПК РФ 1995 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1992 г., были изменены. Единственной надзорной инстанцией стал Высший Арбитражный Суд РФ, срок принесения протеста перестал быть ограниченным времененем, правилами гл. 22 АПК РФ 1995 г. основанием для пересмотра судебного акта арбитражного суда признавались незаконность или необоснованность судебного акта.
В данном случае необходимо обратить внимание на статью 291 АПК РФ, которая предусматривает возможность обжалования определений арбитражного суда кассационной инстанции в этот же суд. Такие жалобы рассматриваются коллегией судей соответствующего суда в ином судебном составе.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ, а по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, по представлению прокурора.
Арбитражный суд. Судебная практика: Видео
Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 30 АПК РФ).
Ратифицировав Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (далее также – Европейская Конвенция), Российская Федерация признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее также – Европейский Суд, ЕСПЧ).
Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по разрешению споров, подведомственных арбитражным судам, обладает правом выносить окончательный вердикт по любому подведомственному ему спору, и именно данный судебный акт будет признан правильным, окончательным и законным.
Новеллы, закрепленные в положениях главы 36 нового Кодекса «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора», сами по себе требуют тщательного научного исследования и осмысления, что, безусловно, предопределяет актуальность избранной темы.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по разрешению споров, подведомственных арбитражным судам, обладает правом выносить окончательный вердикт по любому подведомственному ему спору, и именно данный судебный акт будет признан правильным, окончательным и законным.
Из этого следует, что производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора является стадией арбитражного процесса, но не является инстанцией. Факт обращения заявителя, наличие заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора не является основанием для принятия судом дела к своему рассмотрению.
Надзорные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения.
Надзорное производство представляет собой регламентированную процессуальным законом деятельность, состоящую в проверке соответствующими должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, внесении протеста в порядке судебного надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.
Таким образом, нельзя утверждать, что надзорное производство всегда относится к экстраординарным средствам правовой защиты, которые не подлежат исчерпанию. В конечном счете, решающим является вопрос об эффективности средства правовой защиты, а его экстраординарность является второстепенным фактором для ответа на вопрос о необходимости исчерпания такого средства (Е. Е. Юркина).
Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство, профессиональная подготовка судей должны обеспечить вынесение законных и обоснованных решений и определений. Но судебная практика показывает, что к сожалению, никто не гарантирует от судебных ошибок. Апелляция (лат. «appellatio») в переводе означает…
Действующее арбитражное процессуальное законодательство, профессиональная подготовка судей должны обеспечить вынесение законных и обоснованных решений…
Как отмечает Крымкин В.В. задачами надзорного производства являются, во-первых, это обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение высшего суда государства по обеспечению единства судебной практики.
Это привело к тому, что появилось мнение о нецелесообразности сохранения надзорного производства в арбитражном процессе. Так, И. О.
Защита состоится «23» мая 2007 г. в 15 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета К.501.001.15 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119992, г. Москва, ГСП-2, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, юридический факультет, аудитория № 826.
— раскрыть стадии надзорного производства в арбитражном процессе.
АПК 2002г. – это третий арбитражный процессуальный кодекс, принятый за десятилетний период с 1992 по 2002 годы. Процесс столь быстрого обновления положений арбитражного процессуального законодательства обусловлен целым комплексом различных причин и предпосылок. Основные из них – повышение доступности, эффективности и качества правосудия во всех звеньях отечественной системы арбитражных судов.
Состав судей для рассмотрения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора формируется по правилам, предусмотренным статьей 18 АПК РФ, с учетом очередности распределения между судьями поступающих в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обращений.
Ефимов Е.А. утверждает, что задачи нового надзорного производства в арбитражном процессе стали определяться с учетом положений ст. 304 АПК 2002 г. Важнейшее из этих положений — обеспечение единства судебной практики, т.е. единообразного толкования и применения арбитражными судами правовых норм.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Надзорное производство в арбитражном процессе
С точки зрения складывающейся судебной практики правильное понимание сущности, задач и целей производства в порядке надзора в арбитражном процессе будет способствовать правильному разрешению дел и, соответственно, эффективной защите прав и законных интересов участников судопроизводства в арбитражных судах.
О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление. В определении о принятии заявления или представления к производству может быть указано на истребование дела из арбитражного суда.
Определением суда первой инстанции исковое заявление правомерно оставлено без движения в связи с неуплатой государственной пошлины. Поскольку по смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. В условиях существования 10 арбитражных судов кассационной инстанции отсутствуют гарантии единообразного применения права, и этот недостаток устраняет институт надзора.
Копия определения не позднее следующего дня после дня вынесения направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается.
Третий этап. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
Второй этап завершается либо передачей дела на рассмотрение в Президиум ВС РФ, либо отказом в передаче дела в Президиум ВС РФ, либо указанным отказом с одновременным направлением дела на рассмотрение в суд кассационной инстанции.
Предметом настоящего диссертационного исследования является производство по проверке судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе, а именно: его возникновение и развитие, сущность, особенности реализации, соответствие отечественным принципам правосудия, а также общеевропейским критериям эффективного и справедливого судебного разбирательства.