Случаи применения оружия сотрудниками полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Случаи применения оружия сотрудниками полиции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одним из наиболее распространенных случаев применения огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей являются случаи, указанные в главе 8 Уголовного кодекса РФ. [1, с. 69] В связи с вышеизложенным исследование правомерности применения табельного огнестрельного оружия и необходимость внесения изменений в законодательство о применении оружия является актуальной темой.

Существует и еще одно весомое правило относительно предупредительного выстрела. Прежде чем начать стрелять, сотрудник полиции обязан уведомить гражданина о том, что сейчас он начнет стрелять на поражение, сделав при этом предупредительный выстрел в воздух.

Видео — «Разгон митинга» — применение оружия против митингующих

Следует обратить внимание на то, что в ч. 3 комментируемой статьи формулировки изменены по сравнению с ч. 2 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции. Так, в п. 2 уточнено, что речь идет об угрозе жизни и здоровью не только граждан, но и сотрудника полиции. Пункт 4 указывает на возможность производства выстрела не только вверх, но и в ином безопасном направлении.
Необходимо также подчеркнуть, что в ч. 3 комментируемой статьи содержится понятие применения огнестрельного оружия, а не использования огнестрельного оружия, как это было в ч. 2 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В 2014 году по причине участившихся случаев гибели сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей или получения ранений, рабочая группа при комитете Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции подготовила поправки в ФЗ «О полиции», допускающие применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия в общественных местах.

В данный пункт включено указание на подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также на побег из-под конвоя.

В. Проблема превышения полномочий сотрудниками полиции при применении физической силы, специальных средств и оружия // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37).

На практике бывает, что сотрудники полиции перешагивают грань своих законных полномочий и наносят весомый вред здоровью гражданина, а бывали даже трагические случаи, когда гражданин погибал после силового воздействия на него. Рассмотрим, какие специальные средства для воздействия на граждан могут применяться, но также законность этого.

Согласно статье 18 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Все иные допускаемые законом манипуляции с огнестрельным оружием — обнажение, приведение в боевую готовность, угрозы оружием (словесные или путем демонстрации оружия, но без производства предупредительного выстрела), употребление оружия в качестве предмета для нанесения ударов — применением оружия по смыслу ч. 1 и 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции» не являются.

Допустим, сотрудник получил данное разрешение на применение этих средств, но это не значит, что он должен сразу пускать его в ход. В зависимости от ситуации полицейский должен понимать, действительно ли существует необходимость применения подобного воздействия.

Сегодня рассмотрим довольно интересную, но очень противоречивую тему: как полицейский может усмирить разбушевавшегося гражданина? В самом законе «о полиции» ни о каких средствах и методах речи не идет. Но как же быть сотруднику правоохранительных органов, если он видит, что ситуация выходит из-под контроля и уговоры не действуют?

Пистолет с шариками краски. Это оружие больше применяется не как усмирительное, а для выделения граждан нарушителей, чтобы они не смогли слиться с толпой.

Средства, содержащие слезоточивый газ

Эта норма связывает сотрудника по рукам и ногам, потому что он лишен возможности применять оружие даже тогда, когда это необходимо…» [3]. На настоящее время предложенная поправка не была принята.

Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по горрайлиноргану внутренних дел.

В связи с существующими трудностями нормативной трактовки оснований применения табельного оружия при выполнении служебных обязанностей органами следствия зачастую возбуждаются уголовные дела в отношении сотрудников правоохранительных органов по факту превышения должностных полномочий.

К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений полиции согласно утвержденным графикам.

Огнестрельное оружие применяется сотрудниками полиции только в соответствии с законодательством РФ. При этом полицейские имеют право применять оружие лишь тогда, когда существует необходимость в обеспечении немедленной реакции на совершаемые общественно опасные действия, которые носят как правило противоправный характер.

Медицинские критерии установления степени тяжести телесных повреждений содержатся в Правилах определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 августа 2007 г. № 522.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).

Часть 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» отмечает право сотрудников полиции применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения. Командир подразделения, отдавая приказ о применении оружия, несет персональную ответственность за обоснованность и законность своих действий.

В настоящее время часть 6 статьи 23 Федерального закона «О полиции» предусматривает запрет на применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия при значительном скоплении граждан, если в результате применения огнестрельного оружия могут пострадать случайные лица.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

На защите прав и свобод граждан

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Данные правила не распространяются на ситуации, когда вышеуказанные лица оказывают вооруженное сопротивление и иным образом угрожают как жизни сотрудника полиции, так и жизни и здоровью населению.

Также в законе определен перечень определённых требований и правил по использованию таких специальных средств. Там четко указано, что сотрудник полиции может применять эти средства вместе с огнестрельным оружием, если есть четкое понимание что тяжёлых ранений не избежать, речь идет именно о неоправданном риске.

Чем выше в этой системе положение подразделений, тем больший объем функций организационного, правового, кадрового, материально- технического обеспечения они выполняют.

В каких случаях сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие?

В присутствии непосредственного начальника (командира) или ответственного от руководства выдает лицам, назначенным в наряд, необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы.

На первый взгляд можно сделать вывод, что в законе речь идет не просто о наличии посторонних граждан вблизи места применения оружия, а об их «значительном» скоплении в момент производства выстрела.

Деятельность полиции носит обеспечительный характер по отношению к действующим законам. Упущения в ее регламентации, приводят как к нарушению конституционных прав граждан, так и к возникновению социальной напряженности, а также к необеспечению «должного уровня правовой защищенности сотрудника полиции» [1, С. 67].

Для выполнения профессиональных и должностных обязанностей по обеспечению безопасности граждан, иных лиц и общества в целом действующие нормативно-правовые акты наделили полицейских правами по применению мер государственного принуждения.

Вопрос о правомерности причинения вреда здесь решается только в рамках уголовно-правового института задержания лица, совершившего преступление.

К тому же сотрудник милиции в ходе противоборства может быть серьезно травмирован и не способен оказывать достаточное физическое (мускульное) противодействие нападающему.

Проводившиеся в 2013 году социологические исследования показывают, что значительное число сотрудников органов внутренних дел не знают точно весь круг нормативных актов и положений, которые должны применяться при оценке действий сотрудников полиции во время реализации права на необходимую оборону.

Понятия вооруженного сопротивления, вооруженного нападения и нападения, угрожающего жизни людей, в данном случае полностью совпадают с аналогичными понятиями, речь о которых шла при рассмотрении оснований применения огнестрельного оружия.

Статья 23 Применение огнестрельного оружия

Кроме того, применение оружия при значительном скоплении людей запрещается только тогда, «когда от этого могут пострадать посторонние лица», т. е. если лица, не участвующие в конфликте, находятся в направлении, в котором производятся выстрелы.

Ранее подобный перечень содержался в ч. 2 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г.

Как видно, в отличие от Закона 1991 г. о милиции в ч. 1 комментируемой статьи говорится о праве применения огнестрельного оружия сотрудником полиции как лично, так и в составе подразделения (группы). Положения части 1 комментируемой статьи содержат еще ряд уточняющих моментов.

Действия полиции при охране порядка

Оценка действий лица в состоянии необходимой обороны уже длительное время вызывает трудности, из-за чего Верховный Суд неоднократно давал разъяснения и рекомендации по вопросам применения норм о необходимой обороне.

Отсюда следует, что нападение считается начавшимся уже с момента непосредственной реальной угрозы причинения потерпевшему смерти или серьезного ранения.

ФЗ о полиции имеет определенное деление на главы. Среди них и такая глава, как применение сотрудниками полиции физического принуждения и специальных средств.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *