Общественный сервитут на частной земле
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общественный сервитут на частной земле». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).
Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.
Публичный сервитут характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.
Содержание:
Госрегистрация публичного сервитута
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Если соглашение не было достигнуто мирным путём, ему равнозначно решение суда. Если участок принадлежит муниципалитету, инициатор сервитута получает акт-разрешение. Судебное решение, соглашение или акт – основной документ для наложения обременения. Земельный сервитут. Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный.
Собственники земельных участков могут оформить специальное разрешение на ограниченное пользование землей для третьих лиц, например, при аренде или когда через участок хотят провести коммуникации. Это позволит обезопасить себя от изменений на территории. В правовой сфере разрешение на ограниченное пользование обозначается как сервитут на земельный участок.
В статье 274 ГК введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.
Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Например, ведущую дорогу к собственному участку весной размывает, тогда гражданин договаривается с соседом о проходе через его территорию. Сервитут в таком случае может устанавливаться в бессрочном порядке, но с указанием весеннего периода пользования.
Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.
Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.
В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.
Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:
- обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
- использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
- использование чужого участка для прогона скота;
- для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
- иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.
В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.
Далее разберемся, каковы условия передачи собственности в пользование, в каких случаях это делается добровольно, а когда — принудительно, в том числе через суд.
Если стороны не могут прийти к единому мнению в вопросе составления соглашения, инициатор вправе подать в суд. Наиболее частые спорные ситуации, которые решаются в судебном порядке:
- стороны не могут договориться о размере и форме компенсации;
- не получается определить срок сервитута;
- нет возможности договориться о размерах территории, попадающей под обременение.
Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:
- требуется проезд или проход к участку земли;
- возникла необходимость проложить коммуникации;
- требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
- оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
- требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
- иные случаи, которые не осуществляться без обременения.
Спустя 10 дней после подачи заявления на регистрацию в кадастровом паспорте объекта появится пометка о наложенном сервитуте и его сроках.
В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу.
Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.
При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.
Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.
Установление обременения в праве пользования на земельный участок (ЗУ) собственника, может инициироваться как частным лицом, так и муниципальным образованием.
В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.
В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.
Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.
Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей).
Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.
Их делят и по регулирующему законодательству:
- гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
- земельные;
- лесные;
- водные;
- воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).
Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
Сервитут устанавливается на земельный участок по следующим наиболее частым причинам:
- Расположение на участке природного объекта, например источника ключевой воды. Объект не является собственностью владельца земли, а принадлежит государству и относится к общему пользованию, поэтому воду могут набирать все желающие. В таком случае собственник имеет право установить ограничения и потребовать право прохода к источнику за определенную плату.
- Строительные работы по прокладке коммуникационных труб к участку должны проводиться через соседнюю территорию. Законный правообладатель имеет право наложить обременение в форме сервитута и указать конкретное место для разрешения прокладывания труб.
Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 23 ЗК РФ
Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на публичный и частный сервитут на земельные участки. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:
- прокладки коммуникаций;
- доступа к своему дому и т. д.
Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера.