Порядок аттестации педагогических работников в 2018 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок аттестации педагогических работников в 2018 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7 Апреля 2014 Г.
Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276.
По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления для прохождения аттестации?
Содержание:
Аттестация педагогических работников
Министерство Образования с каждым годом увеличивает надзор за деятельностью образовательных учреждений.
Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:
- рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
- возможность дополнительно брать «классное руководство»;
- право заведовать кабинетом и др.
Работники системы образования всегда находятся под пристальным контролем государства. Какие требования выдвигает система аттестации к ним в 2019 году и что дает ее прохождение, обсудим в материале.
В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
Когда следует проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности в отношении педагогического работника, вышедшего из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?
Переаттестацию нужно проходить через каждые 5 лет. После удачного прохождения процедуры учителю может быть присвоена квалификационная категория.
В марте 2019 года появилось сообщение, что до 2024 года следует ожидать появления центров повышения квалификации учителей во всех регионах страны. Таковы условия реализации федерального проекта «Учитель будущего» и национального проекта «Образование».
Также аттестация нужна для выполнения такой задачи, как дифференциация размера заработной платы педагогов в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.
Для этого педагогу нужно подготовить следующие документы:
- Заявление от педагога с его личной подписью.
- Копия диплома о высшем педагогическом образовании или диплом переподготовки по преподаваемому профилю.
- Копия документа, подтверждающего наличие присвоенных ранее категорий.
- Копия результатов прохождения предыдущей аттестации, если данная проверка повторная.
- Копия свидетельства о заключении брака, если недавно была сменена фамилия.
- Характеристика педагогического работника, написанная начальством, в которой четко прослеживается уровень профессионализма преподавателя.
- Информационная карта, отражающая результаты профессиональной деятельности педагога за конкретный период.
Очень часто в СМИ мы можем слышать о том, что уровень образования в нашей стране на порядок ниже, чем был в советское время. С тех пор сменилось уже целое поколение преподавателей и сама система образования. Так почему же качество знаний медленно падает вниз, и что с этим делать?
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории <1>.
Изменения в аттестации учителей коснутся не только тех специалистов, у кого истек 5-летний срок переаттестации, но и тех, кто хочет выйти на новый уровень. Теперь учителя будут проходить национальный квалификационный тест (далее — НКТ). Он состоит из вопросов по учебной дисциплине, а также методике преподавания, этике и психологии. Вопросы по предмету составляют 70 % от всего тестирования.
Новая модель уровневого профессионального квалификационного испытания (аттестации) обеспечит стимулирование повышения качества и результативности труда педагогических работников.
Педагог – это не просто человек, проводящий уроки и ставящий отметки. Это, прежде всего, наставник, друг, воспитатель, который не только развивает умственные способности ребенка, но и открывает своего воспитанника как личность.
Кардинальные изменения в аттестации в 2018 году откроют возможность педагогическому работнику получить любую категорию (даже высшую!) хоть через полчаса после окончания ВУЗа – нужно доказать профессиональное мастерство, показав свои результаты. С учетом установленной категории заработная плата повысится.
Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания аттестационной комиссии (далее – протокол), в котором фиксирует ее решения и результаты голосования.
Аттестация руководителей образовательных учреждений в 2018 году проводится с некоторыми изменениями относительно предыдущих лет.
В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию.
Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.
К сотрудникам, работающим на руководящих должностях, предъявляются более высокие требования, чем к остальным работникам из той же сферы деятельности. Это касается не только предприятий, которые занимаются организационно-хозяйственным производством, работой на опасных объектах.
Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:
- Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
- Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
- Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
Относится ли должность старшего мастера к должности педагогических работников, к которым применяется Порядок аттестации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276?
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее — аттестационная комиссия организации) <1>.
В аттестации учителей на установление квалификационных категорий последние изменения в 2018-2019 учебном году связаны с введением единых по всей РФ объективных требований, которые до настоящего времени отсутствовали.
Однако по результатам пробного периода в конце прошлого года Министерство Просвещения уже внесло некоторые поправки.
Работаю в учреждении 1 год 8 месяцев. Необходим ли определенный стаж работы в организации, чтобы подать заявление о проведении аттестации на установление квалификационной категории?
Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) разрабатываются по запросу Министерства Просвещения и уже применяются для аттестации учителей. Они позволяют одинаково оценивать учителей из разных регионов страны. Пока регионы сами выбирают формат проверки: открытый урок или портфолио. Различаются требования, системы оценки. Универсальная процедура позволит этого избежать.
Возможные последствия аттестации
Но педагогические работники массово стали подавать заявления на досрочную аттестацию, чтобы успеть пройти ее до введения изменений в 2018 году.
Профессиональное сообщество продолжает активно обсуждать модель аттестации, которая распространится на всех российских учителей в 2020 году. Апробация нового порядка проведения аттестации педагогических работников началась в 19 пилотных регионах в июне 2018 г. И уже можно делать некоторые выводы.
Ранее был введен пробный способ прохождения аттестация педагогов в 2019 году. Пробная аттестация, позднее незначительно измененная законодателем, состояла из трех этапов: профессиональной задачи, видеоурока или его части, а также кейса.
ВАЖНО, чтобы руководитель образовательного учреждения предоставил аттестационной комиссии все нужные документы и в полном объёме. Если он этого не сделает, то к аттестации допущен не будет. А это может стать основанием для пересмотра условий трудового договора, заключенного между работодателем и сотрудником.
Что нового в аттестации в 2019 году
Обязательный. Молодой учитель, только что окончивший вуз, должен будет сдать экзамен на вхождение в профессию. Такой экзамен, например, сдают все российские медики.
Трудовое законодательство устанавливает требования, согласно которым все трудящиеся обязаны периодически проходить проверку на предмет соответствия занимаемой должности. Не обошлось без этого правила и в сфере образования – педагогические работники также должны регулярно подтверждать свою категорию.
Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.
Основные положения об аттестации
Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам.
Справку, которая подтверждает, что человек, занимающий руководящую должность, соответствует выдвинутым к этому месту работы требованиям. Недостатки нынешней системы аттестации в том, что она «не всегда прозрачна» – в регионах РФ разные подходы. Обязателен только сам порядок, а процедура аттестации выбирается каждым регионом самостоятельно, т.к. не установлены единые для РФ (общефедеральные) требования к аттестации.