Закон об адвокатуре в ссср
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об адвокатуре в ссср». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Россия не была единственной страной со странными предрассудками в отношении адвоката. В такой схожей с Россией стране как Франция, борьба власти против адвокатуры была не менее ожесточенной. Так, учредительное собрание Франции 2 сентября 1790 года постановило уничтожить сословную организацию адвокатуры.
Законом «Об адвокатуре в СССР» на адвоката возлагалась обязанность в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные Законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью.
При выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях права и обязанности адвокатов регламентировались действовавшим законодательством Союза ССР и союзных республик.
Содержание:
История чумы: как боролись с болезнью в Средние века
Рядом — значит вместе, вместе — значит сговор. Особенности защиты по ст. 228.1 УК РФ сбыта наркотических …
Выпускники вечерних и заочных вузов не подлежали государственному распределению. К концу 50-х годов численность студентов дневного отделения была сокращена по приказу Хрущева (он считал, что выпускается слишком много юристов.
На основании изучения «Положения об адвокатуре СССР» 1939 г. и других материалов, можно сделать вывод, что основной задачей адвоката была не помощь конкретному человеку, а оказание содействия социалистическому правосудию.
Тем не менее общее отношение к адвокатуре у большевиков оставалось более чем сложным. Например, известен Циркуляр ЦК РКП(б) от 2 ноября 1922 г., которым коммунистам запрещалось становиться адвокатами без санкции губернской партийной организации, кроме того, им строго запрещалось защищать в суде определенные категории лиц.
Изменения в законодательстве об адвокатуре
Общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством, определяющим им компетенцию, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.
Система законодательства об адвокатуре включала в себя Закон «Об адвокатуре в СССР» и издававшиеся в соответствии с ним Положения об адвокатуре, которые утверждались Верховными Советами союзных республик, другие акты законодательства Союза ССР и союзных республик.
Коллегия защитников считалась общественной организацией, а потому в ее состав не могли входить лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессора и преподаватели высших учебных заведений.
Кассационной инстанцией по решениям народных судов были Советы народных судей, состоявшие из судей округа, губернии, назначение которых подлежало ведению губисполкома.
10. Положение об адвокатуре СССР
Согласно Положению в стране действовали областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Общее руководство адвокатурой осуществлял союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР, а непосредственно внутренними органами коллегии были: общее собрание членов коллегии и президиум коллегии. Существовал определенный ценз в виде образования, стажа работы по специальности.
С этой целью в ноябре1936 г. был образован отдел правовой защиты при Наркомате юстиции СССР. Именно с этого момента стала проводиться активная кампания по увеличению численности адвокатов, и прежде всего из числа трудящихся.
Нужно твердо помнить: не профессия адвоката сама по себе, а такое или иное отношение к ней власти придает профессии то более, то менее яркий политический оттенок, порою застилающий самое существо профессии.
Изучение судебной практики тех лет показывает, что конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту в большинстве случаев соблюдался, и это имело, безусловно, положительное влияние на качество правосудия.
Да и сама конструкция Советской власти отрицала принцип разделения властей, следовательно, не признавала она и судебную власть в качестве самостоятельной ветви государственного властвования и управления. В общем виде картина судебных инстанций будет тем не менее следующая.
Руководствуясь именно этой формулировкой, Министерством юстиции СССР в 1989 г. разрешено в порядке эксперимента создать так называемые параллельные коллегии. Первым «экспериментатором» был бывший министр юстиции России Н.В.
Точно также во времена второй реставрации были люди, которые громко кричали, что адвокат, защищающий политического преступника, делается сообщником в преступлении.
Ч. 4 ст. 3 Положения позволяла, с согласия Министерства юстиции СССР, «когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям» образовывать межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.
Точно также во времена второй реставрации были люди, которые громко кричали, что адвокат, защищающий политического преступника, делается сообщником в преступлении.
При Н. С. Хрущеве происходило усиление роли права и профессиональных юристов в строительстве социализма. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия».
Положение разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами.
В районных центрах и городах области, края, республики создавались юридические консультации. Руководителями их были заведующие, назначаемые президиумом коллегии. Заведующие юридическими консультациями, в которых работало не менее 15 адвокатов, освобождались от ведения судебных дел. Их труд оплачивался президиумом коллегии адвокатов.
За нарушение требований настоящего Закона, Положения об адвокатуре союзной республики и других актов законодательства Союза ССР и союзных республик, регулирующих деятельность адвокатуры, адвокаты могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Отчисление и исключение из коллегии адвокатов могут быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии об отчислении или исключении.
Помимо этого, Министерство юстиции СССР устанавливало порядок оплаты юридической помощи и условия оплаты труда адвокатов, издавало инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливало особенности порядка организации и деятельности межтерриториальных и других коллегий адвокатов и осуществляло другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой.
Положение дел стало меняться при Н.С. Хрущеве, который стремился усилить роль права и профессиональных юристов в строительстве социализма. В этих целях были внесены изменения в Основы уголовно-процессуального законодательства СССР (1958 г.) и в отдельные уголовно-процессуальные кодексы союзных республик.
Новое «Положение об адвокатуре РСФСР» практически было построено на базе Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» и восприняло от него самые положительные и проверенные жизнью положения.
Народному Комиссару юстиции Союза ССР и Народному Комиссару юстиции союзной республики принадлежит право отвода принятых в коллегию адвокатов.
Так, один из них совершенно резонно отмечал: «…не может существовать государственной адвокатуры, ибо она в конечном счете бесспорно проституировалась бы. Более несчастного и более вредного, чем институт коллегии правозаступников государственного учреждения, наша история не знает. Даже подпольная адвокатура несколько выше.
Предпосылки принятия положения об адвокатуре СССР 1939 года. Организация деятельности адвокатуры СССР в период с 1939 по 1962 год. Сравнение положения об адвокатуре СССР 1939 г. с другими законами советского и постсоветского периода об адвокатуре.
Руководствуясь объективными соображениями и вопреки устоявшейся практике (одна коллегия в регионе), в «противовес» традиционным коллегиям он стал создавать «параллельные» коллегии адвокатов.
В коллегии адвокатов не могут приниматься лица, лишенные избирательных прав, имеющие судимость и находящиеся под следствием и судом.
Формально самоуправляющиеся коллегии защитников со времени их образования были под надзором областных судов. А с начала 30-х гг. перешли под контроль Наркомюста.
Лица, не состоящие членами коллегии адвокатов, допускаются к занятию адвокатской деятельностью с разрешения Народного Комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Размер отчислений в фонд коллегии устанавливается общим собранием (конференцией) членов коллеги адвокатов, но не может превышать тридцати процентов сумм, поступивших в юридическую консультацию.
Статус адвокатуры по советскому законодательству
Общее собрание коллегии адвокатов должно было созываться не реже двух раз в год. Президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избирались тайным голосованием сроком на два года. Президиум коллегии осуществлял руководство всей практической деятельностью коллегии, избирал из своего состава председателя, его заместителя и секретаря президиума.
Коллегиальными органами руководства адвокатской деятельности были общие собрания коллегий адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии. Общее руководство деятельностью адвокатуры возлагалось на Министерство юстиции республики. При каждой коллегии адвокатов создавались юридические консультации, в которых осуществлялась юридическая помощь гражданам и организациям.
Основной задачей адвокатуры в соответствии с Конституцией СССР являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям.